Мальчик по имени Володя учится в школе далеко от своей деревни, в райцентре. Время - послевоенное, жить трудно, еды мало. Мальчик голодает, а мать иногда присылает ему очень скудные посылочки, отрывая от себя последний кусок. Испытывая постоянный голод, Володя играет с мальчишками на деньги. Когда он начал слишком часто выигрывать, мальчишки побили его всей компанией. Лидия Михайловна - учительница французского языка, сочувствуя бедственному положению мальчика, взялась его подкармливать под предлогом дополнительных занятий. Когда Володя понял, что его просто добрая женщина, он перестал принимать от неё еду. Тогда она не нашла ничего лучше, как придумать азартную игру, в которой, чтобы дать ему выиграть, часто оказывалась проигравшей. Директору школы стало всё известно и учительницу уволили. Она навсегда уехала из городка, но Володя навсегда запомнил всё хорошее, что она для него сделала.
Жестокой каре подвергнут коринфский царь Сизиф. Когда-то он осмелился обмануть самого Зевса. Разгневанный бог послал за ним Смерть. Но хитрый Сизиф устроил Смерти почетную встречу и пригласил ее к столу. Когда она уселась, он привязал ее к сиденью, а затем крепко запер. С того момента никто в мире не умирал, больные мучились и напрасно просили, чтобы смерть прекратила их страдания. В городах и деревнях быстро увеличивалось число стариков. Сам Гадес удивлялся, почему так долго никто не является в подземное царство, и послал узнать, куда подевалась Смерть. Когда ее нашли, могучий бог Арес выпустил Смерть на свободу и первым отдал ей Сизифа, с тем чтобы она отвела его в преисподнюю. Но и в этот раз верх взяли изворотливость и коварство Сизифа.
Приказал он своей жене не предавать его тело земле и не совершать никаких погребальных обрядов. Оказавшись после этого в подземном царстве, Сизиф начал жаловаться на жену — просить позволения выйти наверх, дабы он мог наказать ее. С лести и заискивания Сизиф в конце концов уговорил жену Гадеса – Персефону, разрешить ему вернуться на три дня домой. Но Сизифу куда больше нравилось находиться на белом свете, чем в подземелье, поэтому он и не думал возвращаться. Пришлось явиться за ним самому богу Гермесу и насильно доставить обратно в преисподнюю.
За последние две уловки и за обманы, совершенные ранее, он понес тяжкое наказание. Сизиф осужден вкатывать на крутую гору огромный камень. По всему подземному царству слышимо его тяжелое дыхание. Пот ручьями стекает по его лицу. И в тот момент, когда уже близка вершина горы, и можно вскоре присесть отдохнуть, камень вырывается из рук и скатывается вниз. Приходится Сизифу бежать вслед за ним и вновь толкать его в гору. И так изо дня в день. Никогда не кончается тяжелый, но напрасный Сизифов труда
Для того, чтобы писать о природе, нужно не только любить, но и хорошо знать ее. Читая сказку-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» , сразу понимаешь, что писатель не понаслышке знаком с родным краем и всегда готов поделиться своими знаниями с читателем. Так, например, мы узнаем, что «самая сладкая клюква бывает тогда, когда она перезимует под снегом» , что торфяные болота — это и есть самая настоящая кладовая солнца, потому что «горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждой болотной ягоды» , которые, «умирая и разлагаясь, превращались в горячий торф» .
Вместе со своими героями водит нас по осеннему лесу М. М. Пришвин. Настя и Митраша — не новички в лесу, и писатель гордится, что такие маленькие жители села не только умеют самостоятельно заработать себе на хлеб, но и грамотно ведут себя в таящем неожиданности и опасности лесу. Даже попав в беду, они достойно сумели выбраться из нее, приобретая новый опыт и сделав соответствующие выводы.
В сказке М. Пришвина «Кладовая солнца» природа человеку, предупреждает об опасности — нужно только уметь слышать ее голос. А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их главные герои сказки и сам писатель.
Пришвин "Кладовая солнца" - сочинение "Любовь к человеку и природе (2)"
Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели. Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль — гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни. Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле. Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому. В его рассказах мы чувствуем огромную любовь к природе и человеку, а эти два понятия для Пришвина находятся в неразрывной связи. Любовь писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения наполнены родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек.
Так, например, в «Лесной капели» писатель стремится найти «ключ к собственной душе» . Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Читая миниатюры, вошедшие в сборник, мы словно вместе с автором слышим звон «лесной капели» , очарованы запахом «ореховых дымков» и понимаем, что всю эту красоту необходимо сберечь, сохранить, чтобы всем этим могли восхищаться и другие.
Произведения Пришвина, говоря его же собственными словами, «бесконечная радость постоянных открытий» . И действительно, удивительна Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное. И говорить об этом удивительным, волшебным языком. Вот, например, в «Кладовой солнца» он поэтически описывает красоту весеннего утра, когда первые лучи солнца пролетели над елочками и березками, «и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» . Отовсюду стало раздаваться пение птиц, посвященное «восходу великого солнца» , а Косач, примостившись на мостике между двумя деревьями, «будто стал расцветать в лучах восходящего солнца» . На голове его гребешок «загорелся огненным цветком.. .И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост» .
Я полностью согласна с Константином Паустовским, который писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина».