Фамусов : Скромна, а ничего кроме \ Проказ и ветру на уме.
Помилуй, как кричишь, \ С ума ты сходишь?
На всех московских есть особый отпечаток. \ Извольте посмотреть на нашу молодежь, \ На юношей — сынков и вну́чат, \ Журим мы их, а если разберешь, — \ В пятнадцать лет учителей научат!
Не служит, то есть в том он пользы не находит, \ Но захоти — так был бы деловой, \ Жаль, очень жаль, он малый с головой; \ И славно пишет, переводит.\ Нельзя не что с эдаким умом...
По матери пошел, по Анне Алексевне; \ Покойница с ума сходила восемь раз.
Ученье - вот чума, ученость - вот причина, \ Что нынче, пуще, чем когда, \
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Побойся бога,как? чем он тебя прельстил? \Сама его безумным называла! \Нет! глупость на меня и слепота напала!
Чацкий: Послушайте, ужли слова мои все колки? \ И клонятся к чьему-нибудь вреду? \ Но если так: ум с сердцем не в ладу.
И точно начал свет глупеть.
Молчалин прежде был так глуп!.. \ Жалчайшее созданье! \ Уж разве поумнел?
Я странен; а не странен кто ж? \ Тот, кто на всех глупцов похож;\Молчалин например.
Есть на земле такие превращенья \ Правлений, климатов, и нравов, и умов; \ Есть люди важные, слыли за дураков: \Иной по армии, иной плохим поэтом, \Иной... Боюсь назвать, но признано всем светом, \Особенно в последние года, \Что стали умны хоть куда.
Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее; \Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
А чем не муж? Ума в нем только мало; \ Но чтоб иметь детей, \ Кому ума недоставало?
Как платья, волосы, так и умы коротки!
Сказки хронологически завершают сатирическое творчество Салтыкова-Щедрина. Их проблематика была обусловлена социальными условиями после реформенной России. Задачу писателя можно определить как просветительски–агитационную, поэтому стиль сказок прост и доступен широким массам.
Моя любимая сказка - «Дикий помещик» . В основе сюжета сказки лежит гротескная ситуация, за которой легко угадываются реальные общественно – крепостнические отношения. В результате под видом сказки показывается действительность. Гротескно – гиперболические образы представляют собой метафоры действительных социально – психологических типов тогдашней России.
Глупый помещик жалуется Богу: «…очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» , не понимая, что полностью зависит от него. И не получив от Бога помещик сам стал их со свету сживать. «Сократил он их так, что некуда носа высунуть… » Взмолились тогда крестьяне к Господу Богу и исчезли из владений помещика.
Своеобразное сочетание вымысла и реальности – одна из особенностей сказок Салтыкова-Щедрина. В сказке «Дикий помещик» встречаются реальные названия газет («Весть») , люди (актер Садовский) , отсылки к злободневным социально – политическим темам.
В изображении животных автор следует фольклорной традиции: животные говорят, действуют наравне с человеком. Например, медведь вступает в беседу с помещиком и даже дает ему советы. При этом животные выступают и в своей исходной роли: медведь съедает мужика, мужик ловит рыбу.
Сказка «Дикий помещик» относится к сатире на правительственные кручи и господствующее сословие, а также к социально – бытовым сказкам. Главные герои таких сказок – глупые генералы, помещики, которые ничего не знают и не умеют. В народной сказке мужик всегда умнее, сильнее, храбрее, одурачивает сильных мира сего, оставляет угнетателей в дураках. У Салтыкова-Щедрина подчеркивается парадоксальность смешения ценных, жизненно необходимых качеств крестьянина и покорности, долголетия, граничащих порой со слабоумием. Это типичная для автора антитеза, причем качества с обеих сторон гиперболизируются.
Используя в языке сказки традиционные фольклорные элементы («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был …»), автор не заимствует сюжет. Большое внимание писатель уделил таким средствам художественной выразительности, как эпитет («рассыпчатое тело» , «худое житье») , метафора («огненный шар» - солнце) , сравнение («словно туча черная, пронеслись… мужицкие портки») .
Салтыков-Щедрин – настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека. Сказки сатирика – это свидетельство его огромной любви к России к ее народу.