Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении «Русский огонек» (1964). Лирический герой поэта — путник и странник, путешествующий по России, затерянный во времени и бескрайнем мертвом поле»). Он заходит в дома незнакомых ему людей, и его встречают там как дорогого гостя, дают обогреться, приносят теплую одежду, бесплатно пускают ночевать. Строками, аккумулирующими основы народной нравственности, можно назвать фразу:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.
Как созвучна она с христианским каноном: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Пейзаж в начале стихотворения строится по принципу контрастных противопоставлений. Подробно описывается «оцепеневшая» в зимнем убранстве природа: «небо, темное, без звезд», «бескрайнее мертвое поле». На фоне подчеркнуто статичной и монументальной картины, внушающей лирическому герою беспокойство, чувство неуверенности в себе, внезапно появившийся в этой снежной пустыне огонек воспринимается путником как гостеприимный очаг жизни, последняя надежда на отдых. Этот символический образ чрезвычайно динамичен: трепетное отношение к огню словно привнесено в жизнь лирического героя из глубокой древности, когда огонь был основным оружием человека в борьбе с суровой природой за выживание.
В стихотворении отчетливо ощущается дыхание эпохи 60-ых. Образ героини подчеркнуто типизирован. Сколько их, таких вот состарившихся среди пожелтевших семейных фотографий русских женщин, подобно хозяйке избы затерянных в деревнях по всей России! Счастливая жизнь прекратилась для них тогда, в сороковые, когда во все концы страны безжалостно летели похоронки и люди вздрагивали от стука почтальона, боясь недобрых новостей. Н.М. Рубцов подчеркивает, что старушка до сих пор живет переживаниями и воспоминаниями о той войне. В стихотворении чрезвычайно важен мотив сиротства, один из ключевых для творчества Н.М. Рубцова в целом. Он неслучайно с особой остротой звучит в кульминации произведения:
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий.
Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет
Он уже знает, "чтобы чины добыть, есть многие каналы".
И один из этих каналов - это Софья, дочка Фамусова, которую Молчалин не любит, а только прикидывается влюблённым, в чем он с циничной откровенностью признается хорошенькой горничной Лизе: "И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека". И Молчалин свято следует завету своего отца - "угождать все людям без изъятья".
И Софья всего лишь оказалась дочерью своего отца, поэтому и она представитель "фамусовского общества". Её воспитал отец вместе с французской гувернанткой, и уже в 17 лет она научилась хитрить, ей ближе оказался лицемер Молчалин, чем искренне любящий её Чацкий.Софья впитала в себя нравы фамусовского общества, и они её устраивают. И героиню даже становится жалко, когда она объявляет Чацкого сумасшедшим. И делает это она из желания досадить Чацкому, который слишком нелестно в её присутствии характеризует Молчалина. И в то же время Софья, узнав о том, что Молчалин её обманывает, ведет себя достойно, во всем обвиняя только себя. Да, нельзя отрицать того, что она испытала на себе влияние фамусовского общества (ведь она в нём выросла), читала французские романы, которые тоже сформировали её взгляды, а рядом не было такого прогрессивного человека, как Чацкий, поэтому другой она и быть не могла. Хотя в чем-то она оказалась и выше своего отца, которому не боялась перечить, и выше всего московского общества, когда отстаивала своё право на любовь.