1)Выбор друзей. Писатель рассуждает о смене окружения в разные периоды жизни (школа, университет, взрослая жизнь).
Влияние искусства на личность.
Молодость. Писатель говорит – храните молодость до старости. Этим он хочет сказать, своим читателям, что важно быть открытым по отношению к миру.
Важность грамотной речи и письма. Лихачев указывает на то, что человек думает на своем языке. А если он знает язык хорошо или даже отлично, ему и думать становится проще, а в голову приходит больше идей.
Внимание к людям. Писатель говорит, что оценивая человека, важно слушать его речь, смотреть на походку, обращать внимание на культуру общения.
В главе «искусство открывает нам большой мир» Лихачев пытается донести, что через познание прекрасного человек развивает свой внутренний мир. Каждый рассказ или картина передают часть души ее автора, его чувства и мысли. Благодаря этому мы получаем «пищу для души».
Лихачев подчеркивает, что нельзя смотреть на мир сквозь призму своей точки зрения. Нужно воспринимать все в ярких красках. Постижение прекрасного как раз и сделать это.
Объяснение:
2)Поговорка «береги честь смолоду» предостерегает от ошибок. В более зрелом возрасте останется лишь сожалеть о необдуманных поступках, ведь исправить уже ничего не получится.
Мысль о том, что нельзя уйти от репутации в школьные годы, подчеркивает необходимость думать о том, как окружающими воспримется то или иное действие и как это отразится на жизни. Несмотря на изменение обстоятельств, именно в молодости формируется круг общения человека
В пьесе Максима Горького «На дне» показана жизнь низших слоев общества, отражены надежды и чаяния беднейших его слоев, приоткрыт для читателей духовно-нравственный мир людей, которые до этого считались изгоями. В произведении показаны две основные жизненные позиции, две «правды», их исповедуют два героя: Лука и Сатин. С этой антитезы Горький показал брожение мысли на дне общества.
Лука — странник, бродяга, у него сложилось свое понимание правды. Этот герой превыше всего ставит чувства человека, он считает, что «...человека приласкать — никогда не вредно...», — надо гуманно к нему относиться. На деле же это выражается в том, что Лука говорит почти каждому персонажу пьесы то, что тот хочет услышать. Пеплу, например, то, что тот может выбраться со дна; Анне, что существует лучший мир после смерти, Актеру, что существует лечебница для алкоголиков, где его (Актера) могут вернуть к нормальной жизни.
На первый взгляд кажется, что эти его поступки оправданны: действительно, Анна получает утешение в свой последний час, Актер и Пепел - надежду, но дальнейшее развитие пьесы полностью опровергает правду Луки. Пепел попадает в тюрьму, а Актер, понимая, что иного выбора нет, кончает жизнь самоубийством. Надежды, появившиеся было у этих героев, рухнули, придавив их своей тяжестью.
особенностью любого мастера, главной чертой его "почерка", является умение передать многое, без слов. да, вот оно - повествование. но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. таким является рассказ ивана алексеевича бунина - "подснежник". чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. важно просто идти вслед за мыслью автора и почувствовать смысл.
рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. "была россия, городишко уездный и масленица". жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. пронзить насквозь. безмолвная грусть о судьбе россии, о состоянии общества и "болезни" сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. такова самая основная тема в творчестве бунина. он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве. эта тема задумчивой грустью звучит в "подснежнике". озвученная за пределом слов.
незамысловатая сюжетная линия - к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. композиция рассказа тоже проста - последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.
для маленького гимназиста приезд отца - долгожданное событие. саша живет в городе у чужих людей, ему это трудно. мальчику десять лет, и любящая тетя называет его "подснежником". за открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. в нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.
отец мальчика - обыкновенный мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. его окружают такие же люди. бунин ни слова не говорит об этом прямо. лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.
образ голубоглазого "подснежника" на фоне тяжелой и смрадной действительности - как откровение. в этом юном существе присутствует та сила, которая - как росток. глоток свежего воздуха. бунин не знает - суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. но велика надежда.
еще одна основная тема - подлинной любви. маленькому саше тяжела вся эта атмосфера - мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. все это угнетает его в повседневной жизни. но сейчас все неважно. он любит своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.
среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим символичное напутствие автора - его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть "болотного существования". и настанет новая эпоха "подснежников", и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.