1. Вторая значимая встреча героев произошла в Белогорской крепости, уже захваченной Пугачевым. Самозванец отпустил Гринева, несмотря на то, что он отказался ему служить. В словах Петра прозвучала честность и твердость: «Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу… . Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего» .
2.Песня, поставленная в эпиграф к этой главе, говорит о незавидной судьбе. Жизнь человека могла прерваться в любой момент, и не только на войне, но в результате совершения им какого-либо проступка, считаемого тяжким, в результате социального потрясения, подобного пугачёвскому восстанию. Человек, о котором поётся в песне, прожил тридцать гри года, не видел в жизни ничего хорошею и в результате оказался повешен.
Пугачёву удалось так быстро взять крепость, потому что силы его войска были неизмеримо больше, нежели силы защитников. Кроме этого, в простом народе большинство сочувствовало ему, и те же солдаты, бывшие крестьяне, совсем 54 не хотели убивать таких же крестьян или солдат из других крепостей, примкнувших к Пугачёву. В крепости также было много казаков, которые вообще не колебались, за кого им выступать, и все покинули крепость накануне штурма.
3.Сон Гриневу
приснился в дороге, в кибитке. Ему приснилось, что он возвратился домой и мать сообщает ему, что отец при смерти. Зайдя в дом, он увидел не отца, а незнакомого бородатого мужика. Мужик этот настаивал, чтобы Петр признал в нем отца, а затем гонялся за ним с топором. Петруша, однако, отказался. Сон оказался пророческим. В скором времени молодой Гринев встретил Пугачева.
4. Жители Белгородской крепости были не рады Пугачёву, т.к. погибло большое количество людей, ведь он принуждал окружающих воспринимать его как нового правителя.
5.От казни Петра его дядька Савельич. Когда Гринева уже вели к виселице, Савельич бросился в ноги к Пугачеву, умоляя его помиловать "дитя". Пугачев узнал слугу барина, который ему заячий тулуп и помиловал Петра, даже когда тот отказался целовать ему руку. Пугачев просто перевел все в шутку, заявив, что "его благородие одурел от радости". Когда же позже Гринев повторно отказался присоединиться к нему, Пугачев решил отпустить его, впечатленный его честностью и верностью воинской присяге. Во время этой ситуации Гринев ведёт себя ровно и спокойно.
6.Эпизод военного совета Пугачева в Белогорской крепости играет важную роль и для развития сюжета, и для раскрытия характеров героев. По признанию главного героя повести, Гринева, он не был «совершенно хладнокровен» , когда шел по зову Пугачева в комендантский дом.
8.(см.вопрос 5 там об этом говорится)
1) 1) - литература подвержена влиянию технологических процессов => изменение отношения к литературе
- во всем мире снижается интерес к чтению - люди разучились читать длинные тексты, развивается ситуация клипового сознания, человеку необходимо переключать свою деятельность. Не только школьнику и студенту сложно осилить большой текст, но и учёным сложно с текстом общаться - мы утрачиваем к чтению.
- потребность в перерабатывании влияет на усвоение
- текст лучше запоминается с книжного носителя
2) литература стала частью книжного бизнеса, он диктует литературе формы её создания (формирование бестселлеров). Бизнес проявляется и в таких явлениях:
- литературные премии
- книжные ярмарки
- издательские проекты
- заполонила массовая литература:
Типология массовой литры
- массовая литература (детективы, фентези, триллеры, любовные романы и т.д.)
Лихачев о массовой литре - "это платформа для качественной литературы"
- литература nonfiction (очень популярное сейчас направление - мемуары, жзл, исторические расследования, литература города и литература путешествий и др.) ЖЗЛ о Пастернаке, написанная Д.Быковым
- литература мейнстрима (между массовой и элитарной)
- женская проза
- качественная, элитарная литература
- возникновение книжных серий
- качественной литературе становится сложно конкурировать с массовой
- происходит подгон литературы под массового читателя
3) современное искусство предполагает процессуальность, участие внутри процесса
- перформансы вытесняют книги
- складывается впечатление, что книга устаревает
4) - литература находится на стадии изменения письма, упрощение языка (Кронгауз "Русский язык на грани нервного срыва"
- современная литература отражает язык, который её окружает
5) - каждый новый период в русской литературе начинается с того, что мы говорим: наша литература закончилась и у нас все плохо
- литература нулевых это не только количественное, но и качественное название
- современная литература поменяла тематику и проблематику (изменилась скорее форма, чем содержание)
- литература приобрела новый вид. Технологический прогресс позволяет литературе существовать в новом виде (и за это ему Есть и были писатели, авангардные, которые радовались бы этим тех.новинкам.
6) Фанфики - возможность поучаствовать в процессе лит. Это новая форма освоения литературы.
2) Нам нужна одна победа». Эта песня написана выдающимся поэтом, основоположником жанра авторской песни Булатом Окуджавой в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал»
«Песня о друге». Данная композиция была создана Владимиром Высоцким в 1966 году
«Милая моя. Солнышко лесное». Эту замечательную композицию, которую величают походной элегией, Юрий Визбор
3) Если говорить об общих закономерностях литературного процесса гг, то необходимо отметить два момента.
1. Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу, однако меняется соотношение сил. Как некогда приходилось защищать реализм от постмодернизма (в 1995 году Букер присуждается Георгию Владимову с его реалистическим романом «Генерал и его армия» в назидание фанатам постмодерниста Виктора Пелевина, атаковавшим жюри конкурса), так сегодня постмодернизм нуждается в защите того же Букеровского жюри (члены жюри 2002 года под руководством Владимира Маканина заявили: "Внесение в "короткий список" имени Владимира Сорокина является в данном случае единственным выразить протест против травли писателя, грозящей ему судебной расправой. Мы считаем недопустимым создание подобного прецедента").
2. Усиливается тенденции к стиранию границ
- между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе (особенность большинства современных текстов, наиболее отчетливо – в творчестве Ольги Славниковой, Николая Кононова, Веры Павловой, Натальи Галкиной);
- между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой).
Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих» . Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов» : католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.
Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество» . Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.
Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Это полубезумный пожилой «профессор» , который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер Заусайлов; спившийся отставной чиновник Лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические истории о своей жизни. А именующий себя генералом Туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. Это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.