В оценке творчества И. А. Крылова и его басен критиками, писателями, читателями есть одно общее мнение, выраженное Н. В. Гоголем, что «всякая басня его имеет…историческое происхождение». Действительно, в баснях Крылова отражены исторически значимые темы, важные государственные проблемы, а также затрагиваются вопросы морали и нравственности, быта и жизни, актуальные для начала девятнадцатого века. Произведения талантливого баснописца имели значение не только в плане воспитания людей, то есть исправления человеческих пороков, но важны были и в общественно-политическом развитии государства, при условии, если бы к словам лучших писателей прислушивались властные структуры.
При строгой цензуре того времени басни Крылова всё-таки печатались, и выручал не только приём аллегории, но и отсутствие в баснях указаний на конкретных виновников произвола, нарушений законности или несправедливого использования власти. Проблема ставилась и освещалась в целом, обобщённо и предлагалась разным слоям читательских кругов в шутливо-ироническом тоне, что и позволяло Крылову быть услышанным современниками.
Среди произведений Крылова немало и таких, в которых высмеиваются пороки отдельных людей: их глупость, жадность, самовлюблённость, склонность принимать лесть за правду, беспечность и нежелание трудиться. Это басни «Кукушка и петух», «Ворона и лисица», «Осёл и соловей», «Стрекоза и муравей».
О значении басен Крылова сказано много правильных и важных слов, но следует также отметить, что критика быстрее достигает своей цели, если нравоучение высказано ненавязчиво, иронично и умело, а это и характерно для произведений великого баснописца. Высоко оцениваются и художественные достоинства басен, в которых использовано множество пословиц, поговорок, метких изречений, поэтому цитаты из басен стали афоризмами. Люди легко встраивают их в свою речь, что также говорит о читательском признании творчества И. А. Крылова.
Объяснение:
взял из сайта proza.ru
Уроки пани Марьи.
Действие этого рассказа белорусского писателя Янки Брыля происходит в Западной Белоруссии во время польской оккупации.
В это время для белорусского деревенского мальчика Даника, настоящим советчиком становится учительница пани Марья. Марья Ивановна открывает Данику богатство и разнообразие польской культуры и красоту польского языка.
В отличие от других учителей, относящихся свысока ко всему белорусскому, Марья Ивановна любит своих учеников и они отвечают ей взаимностью.
Даник Любуется внешней красотой учительницы, её интеллигентностью, непосредственностью. Ему хочется, чтобы Марья Ивановна положила свою руку на его голову.
Уроки Пани Марьи становятся становятся для Даника и других подростков, настоящей школой жизни, школой познания мировой литературы и культуры.