Все, наверное, знают, что у этой картины есть своеобразный антоним – «Туманное утро в Италии», написанное в 1864 году. Художник любил в разговоре сравнивать эти полотна, противопоставляя две стороны света, два кардинально разных по настроению пейзажа: мирного, идиллического, с одной стороны, и страшного, бушующего, с другой. Айвазовский в «Буре на ледовом океане» для придания пейзажу большей реалистичности меняет привычную цветовую гамму: море вместо голубого цвета начинает отливать темно-изумрудным оттенком. Ему вторит свинцовый цвет неба, которое, как это бывает часто на картинах Айвазовского, практически слито с водной поверхностью. Кажется, что еще чуть-чуть – и почувствуешь холодное дыхание Ледовитого океана! И каким же контрастом выглядит теплое море в Италии, окрашенное ласковым розовым солнцем! Отдельно скажем о сюжете картины. На ней изображено не только разбушевавшееся море (популярная, в общем, тема, к которой успели обратиться еще голландские художники XVII века), но и человека. Это довольно редкий случай в истории живописи, ведь до этого художники, изображая кораблекрушение, стремились акцентировать внимание на ужасающих последствиях катастрофы: обломках корабля, обезображенных трупах. Айвазовский же одним из первых изобразил борьбу человека с водной стихией, тем самым значительно расширив тематический арсенал маринистов. Все дальнейшее творчество художника, так или иначе, будет стремиться решить поставленную проблему – разумеется, в пользу бесстрашного человека в лодке. И уже в «Буре на Ледовитом океане» художник, несмотря на свое желание выдержать картину в грозных тонах а-ля «Девятый вал», дает смельчаку надежду на в виде лучей солнца, начинающих проглядывать сквозь тяжелые облака.
Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архите к туры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. П о стройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была церковь в честь Богород и цы в Киеве, возведенная гр е ческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных хр а мов XI — нач. XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитекту р ные стили. Большинство храмов одноглавые. Отличия в архитектуре в основном связаны со строи тельным материалом, используемым в той или иной местности. Так, в Новгороде широко использ о вался известняк.
Стихотворение «Не позволяй душе лениться» , как мне кажется, можно назвать девизом всей нелегкой жизни Н. Заболоцкого. уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды» . Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх: Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа — наша «рабыня и царица» И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе» , а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
Айвазовский в «Буре на ледовом океане» для придания пейзажу большей реалистичности меняет привычную цветовую гамму: море вместо голубого цвета начинает отливать темно-изумрудным оттенком. Ему вторит свинцовый цвет неба, которое, как это бывает часто на картинах Айвазовского, практически слито с водной поверхностью. Кажется, что еще чуть-чуть – и почувствуешь холодное дыхание Ледовитого океана! И каким же контрастом выглядит теплое море в Италии, окрашенное ласковым розовым солнцем!
Отдельно скажем о сюжете картины. На ней изображено не только разбушевавшееся море (популярная, в общем, тема, к которой успели обратиться еще голландские художники XVII века), но и человека. Это довольно редкий случай в истории живописи, ведь до этого художники, изображая кораблекрушение, стремились акцентировать внимание на ужасающих последствиях катастрофы: обломках корабля, обезображенных трупах.
Айвазовский же одним из первых изобразил борьбу человека с водной стихией, тем самым значительно расширив тематический арсенал маринистов. Все дальнейшее творчество художника, так или иначе, будет стремиться решить поставленную проблему – разумеется, в пользу бесстрашного человека в лодке. И уже в «Буре на Ледовитом океане» художник, несмотря на свое желание выдержать картину в грозных тонах а-ля «Девятый вал», дает смельчаку надежду на в виде лучей солнца, начинающих проглядывать сквозь тяжелые облака.