В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком)...
Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».
Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В. А. Недзвецким.
И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.
Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».
Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.
Мы исходим из нашего нынешнего понимания его поступка. Родители отвечают за своих детей. Они передают им традиции, мораль, своё понимание добра и зла – а не только кормят и одевают. Поэтому и говорят – «яблоко и от яблони недалеко падает». Фальконе считает, что это приходит само собой, как пришло к нему, к его отцу и т.д. Когда случилась беда, Фальконе более волнует отношение к нему его соседей, а не судьба сына, он не пытается его а убивает. Он считает, что честь семьи и рода – и его будут за это уважать и друзья, и враги. Такое было время, такие были нравы. Для нас он не герой, для нас он убийца, для нас он подлец, который свою вину полностью переложил на ребенка.
«В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый». У него было два сына, Старший двенадцати лет, и Младший – девятилетний. Братья часто ссорились, «как чужие», поэтому лесничий был весел только в лесу. Однажды, 28 декабря, Чернобородый сообщил сыновьям, что новогодней елки в этом году у них не будет. Ёлочные украшения надо покупать в далеком городе. Маму одну через лес он не пошлет, сам лесничий «не умеет по магазинам ходить», а оставить братьев одних нельзя – «старший брат младшего совсем погубит». И тогда Старший поклялся, что не будет обижать Младшего три дня – пока не вернутся родители.Мама наготовила обедов, а отец принес дров и дал Старшему коробок спичек. А потом родители уехали. «Первый день хорошо. Второй – еще лучше». Беда случилась вечером 31 декабря. Старший читал интересную книгу, а Младшему было скучно, и он приставал к брату. Тогда Старший схватил братишку и с криком «Оставь меня в покое!» выкинул за дверь. На миг ему стало жалко Младшего, ведь на улице было холодно, а малыш – без теплой одежды. Потом мальчик решил, что за несколько минут ничего с братом не случится. Он хотел прочесть несколько строчек, но зачитался и вспомнил о Младшем, когда на улице уже стемнело. Старший выскочил во двор, но Младшего нигде не было.В этот момент вернулись родители. Чернобородый узнал, что случилось, и борода его поседела от горя. Он послал Старшего на поиски брата, и велел без Младшего не возвращаться.Мальчик вышел к горам. До них было семь недель быстрой езды, а Старший добрался за ночь – из-за горя он не замечал проходящего времени. Вдруг он услышал далекий легкий звон, и пошел на него. Несколько часов спустя Старший очутился в лесу из прозрачных ледяных деревьев с прозрачной ледяной землей. Ветер раскачивал ледяные сосны, и они тоненько звенели. Это лес был домом Прадедушки Мороза. Дедушка Мороз был его сыном, и старик проклял его за добродушие. Главным для Прадедушки Мороза был покой, поэтому он и решил взять Старшего в ученики. Мороз распорядился, чтобы холод до поры не трогал мальчика и привел его в свой ледяной дом из 49 комнат. По дороге старик сообщил, что Младший заперт в самой последней комнате. Все это Мороз говорил бесстрастным голосом, словно читал книгу.Старик поручил Старшему «успокаивать» лесных птиц и мелких зверюшек. Мороз приносил их из лесу полузамерзшими, а мальчик должен был вертеть их над черным ледяным пламенем, пока они не становились прозрачными. Комнату 49 Старший нашел сразу, но дверь комнаты была сделана из ледяного дуба, такого твердого, что даже топор его не брал.Много дней Старший думал, как брата, а Прадедушка Мороз хвалил его за спокойствие. Наконец мальчик вспомнил, что в кармане у него остался коробок спичек. Однажды днем, когда старик ушел за новой порцией зверушек, Старший сбегал за дровами в живой лес и развел огонь у дверей 49-го зала. К вечеру дверь немного подтаяла, а на следующий день Старший попробовал подержать над теплым пламенем полузамерзшую птицу. Птичка ожила. С тех пор Старший каждый день оживлял лесных птиц и зверушек и строил для них снежные домики по углам зала. За этим и застал его Прадедушка Мороз. Он дохнул на пламя, и оно стало черным, а дверь снова заледенела.Старший проплакал целый день, а ночью его разбудили лесные друзья. Они достали из снежной шубы Прадедушки Мороза ключи, и мальчик смог открыть 49-ую дверь. Младший «был весь прозрачный» ледяной, а на щеке его застыла слеза. Старший схватил брата и побежал. Он сумел выбраться из ледяного дома и уже почти добежал до живого леса, когда Прадедушка Мороз кинулся в погоню. Лесные друзья бросились старику в ноги, и он упал. Они делали это снова и снова, пока мальчик не добрался до живого леса.Старший бежал, неся Младшего осторожно, чтобы не разбить. Он надеялся, что отец вылечит брата. От радости мальчик не заметил, как добрался до знакомых мест. Здесь уже была весна, только кое-где лежали остатки снега. На такой снежной «лепешке» Старший и поскользнулся, услышав при этом злорадный голосок Прадедушки Мороза. Младший ударился о корень и разбился.Старший плакал, пока не уснул. Тем временем белки собрали Младшего по кусочкам, склеили березовым клеем и положили на солнышко. Когда Старший проснулся, Младший уже ожил и даже слеза на его щеке растаяла. Вместе братья вернулись к родителям. Борода Чернобородого снова почернела от радости. С тех пор братья не ссорились. Иногда Старший просил брата оставить его в покое, но совсем ненадолго, и Младший всегда его слушался.
В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком)...
Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».
Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В. А. Недзвецким.
И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.
Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».
Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.