В нашей жизни литература играет выдающуюся роль. С детства до преклонных лет человек живет якобы во взаимодействии двух миров - всегдашней действительности и художественной литературы. В литературных образах и событиях мы пытаемся выявить повседневную, привычное, а вот реальные отношения мы часто строим на примерах идеальных героев и величественных чувств из прочитанных произведений. Из них мы узнаем жизни, учимся исконным духовным ценностям, находим ответы на свои многочисленные во Далеко не каждый из нас имел возможность жить бурными литературными пристрастиями, но почти все мы как будто прикоснулись к ним, получить о них представление и почувствовали в душе нечто похожее, когда читали о волнении и страдания героев книг. Именно в мире этих героев, созданных художниками слова, жизнь предстает перед нами не только таким, каким оно является в действительности, но и таким, каким оно может и должно быть. Тысячелетиями человечество вырабатывало и совершенствовали моральные нормы и идеалы прекрасного. Все это, словно в зеркале, отражается в произведениях художественной литературы. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на систему моральных ценностей общества, а литература, вобрав их, доносит до читателя. Живопись и архитектура, музыка и скульптура, хореография и кинематограф ... Все это - разные формы самовыражения человека, все это - искусство. И по моему мнению, лишь художественная литература как найпопулярни-шей его вид влиять на развитие и становление человека и всего человечества в целом наибольшей степени. Нет, я вовсе не отрицаю значения исторической науки, но благодаря таланту писателя моего края открылось мне отчетливо и болезненно. События произведения тронули мою душу, многому научили, а главное - наполнили гордостью за причастность к народу, гордое имя которому - украинская. В этом и состоит главная задача литературы: показать жизнь, действительность в форме художественного отпечатка, но отпечатка такого, который сам представляет собой жизнь. Художественная литература - это учебник жизни, который дает нам исторические знания, формирует мировоззрение, влияет на морально-эстетическое самосовершенствования. В общенародном значении произведения художественной литературы является тем неисчерпаемым источником, который питает гражданскую и общественное сознание, возбуждающую социальную активность и всестороннему воспитанию читателей. Открывая новую художественную книгу, мы еще не знаем ни ее содержания, ни главных героев. И прочитав это произведение, словно поднимаемся еще на одну ступеньку знаний, мудрости, опыта и совершенствование собственной души. Я уверен, что человечество не могло бы прогрессивно развиваться, если бы не существовало художественной литературы. Лучшие произведения, отражая действительность народа в ее связи с тем самым очерчивают общее движение от современного к будущему. Жизнь, которая городовщаемых в произведении, как миникосмос, отражает и обнаруживает в себе вселенную, полноту человеческой жизни и всю целостность бытия.
Перу М.Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения - «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения – одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта – «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.
Композиция «Бородино» диалогична – более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах – о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Под стать этому времени были и люди – смелые, мужественные, цельные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели – освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»
Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»
Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».
Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей ровесники поэта не ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».
Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)
Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, – эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения – людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не что-либо изменить.
Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены – в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.ЭТО ДЕЛО Я ПИСАЛ ОЧЕНЬ ДОЛГО В ЗАМЕТКАХ