Рассказ льва толстого «кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на кавказе во время войны с горцами. информацией для этой повести стали события из жизни самого а.н. толстого на кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.жилин и костылин служили офицерами на кавказе. первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. жилин не обладал большими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.в рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость и приводят к счастливому концу. в плену жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой диной. характеры жилина и татарочки дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные жилиным незатейливые игрушки дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.на протяжении всего произведения костылин показал себя с отрицательной стороны. это трусость и предательство при встрече с врагами. в тот момент, когда жилин и костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.после неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. но даже в этих условиях смелый жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. и в этот момент в костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой жилину. после всех трудностей жилин успешно сбежал из плена, «а костылина, еле живого, только через месяц ». главная мысль рассказа — бессмысленность войны. итог войны между , государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. а дружба вечна!
Сказка «Медведь на воеводстве» была написана в 1884 году. Она состоит из трех коротких рассказов, представляющих собой подражание, пародию на историческую хронику. Рассказам о службе трех воевод Топтыгиных предшествует небольшое «вступление», обозначающее тему, связывающую все три рассказа. По мысли Щедрина, история состоит из списка крупных и кровавых злодеяний, совершенных правителями над своим народом. Мелкие же, иронизирует писатель, не считаются достойными внимания летописца и Истории. Первая новелла повествует о «служаке-звере», который был направлен на воеводство «в дальний лес». Появившись в своей вотчине, медведь тут же решил устроить кровопролитие. Щедрин так пишет об этом: «Что заставило его принять такое решение - неизвестно: ибо он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина». Таким образом писатель отзывается о натуре всех властьпридержащих – не то, чтобы злодей, но скотина порядочная. Но планам Топтыгина Первого не суждено было сбыться. Свою карьеру и репутацию он разрушил самым решительным образом. По случайности, со сна, Топтыгин съел Чижика, приняв его за «внутреннего супостата». Этот Чижик был умной, но «мелкой пташкой». Такое «злодеяние» погубило Топтыгина. Все и каждый считали своим долгом указать воеводе на это. Но за что упрекали Топтыгина? За то, что он погубил невинную душу? Вовсе нет. Самое страшное, правителя обвиняли в том, что он «не оправдал надежд» народа: «Вот так скотина! добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!» Эти слова скворца показывают отношение народа к власти. Он настолько привык ко всяким зверствам со стороны начальства, что покорно ожидает от него именно этого. Кроме того, если никаких жестокостей не получается, то народ даже разочарован. В начале рассказа русский народ показан как пассивная, расхлябанная, надеящаяся на «авось» масса: «Понимали мужики, что их за это не похвалят, но сами собой остепениться уж не могли. «Вот ужо приедет майор, - говорили они, - засыплет он нам - тогда мы и узнаем, как Кузькину тещу зовут!» Карьера Топтыгина была окончательно загублена. Не даже кровопролития, которые он учинил, чтобы загладить свою «вину». Начальство, Лев и Осел, не смогли забыть «грех» воеводы. В итоге его разжаловали: «Так и остался Топтыгин 1-й майором навек». Второй Топтыгин был умнее первого. Он заранее составил план своей «кампании». Но, прибыв на место, выяснил, что все разгромили уже до него. В его вотчине не было ни типографии, ни университетов. Что же оставалось делать бедному медведю, как прославиться? Топтыгин решил уничтожать своих подопечных физически. Но такой поворот дела не понравился мужикам. Они примерно наказали Топтыгина – содрали с него шкуру. Удивительно, но и народное терпение, оказывается, имеет свои пределы. Случай со вторым Топтыгиным указывает на это. «Что же делать воеводам?! – во писатель. - Как им продвинуться по службе?» Топтыгин Третий нашел самый верный Он решил, что самые «лучшие» кровопролития – это кровопролития «натуральные». Этот воевода весь свой век проспал в берлоге, пустив жизнь народа на самотек. В ней совершались «натуральные» происшествия, были жертвы, но все это шло «в копилку» воеводе. Лежа у себя в берлоге, он не только получал поощрения от начальства, горестно замечает Щедрин. Но и народ, зная обычай, нес и нес подати своему «хозяину», чтобы он их не трогал. Все было бы тихо и смирно, с одной стороны, и беспросветно, с другой. Но третья новелла заканчивается знаменательной фразой: «Но тут явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей». В этой фразе, на мой взгляд, заключены скорее надежды писателя, чем истина, реальность. Это и чаяния Щедрина и, в то же время, его призыв к действию. Он призывает русский народ бороться за свои права и свою жизнь. Безусловно, что под личинами Топтыгиных скрываются люди. Эта сказка описывает проблемы и вопросы российского общества конца 19 века, которые волновали Салтыкова-Щедрина. С сатиры, иронии, иносказания он пытается раскрыть глаза русскому обществу на самые актуальные, на взгляд Салтыкова, проблемы. Кроме того, писатель дает свой рецепт, выход из сложившейся ситуации. Я думаю, что Салтыков-Щедрин, несомненно, призывает в своей сказке к революции.
Долг превыше чести. Долг -имеет двухсмыслие. 1-Долг,который тот или иной человек задолжал, и 2-долг перед тем или иным действием,делать или же сделать то или иное действие,которое не сделал... Приведём ниже аргументы. аргумент 1 - чисто из нравов воспитания высокоблагородного человека,который уважает себя, и свои принципы,он должен выполнить свой долг,например, перед государством,т.е.служить Отечеству, любить Родину. Аргумент 2- долг перед матерью ты должен выполнять исходя даже из тех мыслей,которые возникают у каждого человека,что она родила,воспитала, любила и ночами не спала,потом дала образование и в дальнейшем поставила одев, обув, напоив и накормив тебя на ту дорогу, по которой ты идёшь, т.е.по пути -дорожке отличной от других,по хорошему пути. ВОТ И ЗАКОНЧИЛАСЬ МОЁ ЭССЕ НА ТЕМУ ДОЛГ ПРЕВЫШЕ ЧЕСТИ.