Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем» . Это почти сказочное начало.
Исполнилась мечта мальчика - получить «пряник конем» . Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой» .
«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей.
Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.
Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» .
«Бес» Санька научил, как обмануть бабушку. Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мелкие пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же, он боялся наказания и хотел избежать неприятностей
Внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее» . Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно» . Дедушка внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья... »
Пряник для героя рассказа стал символом совести.
Мудрое решение бабушки понять мальчику самое главное: нельзя обманывать и предавать близких людей, нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из чуткого и тонкого понимания души ребенка.
Алешу очень занимала окраска тканей, хотелось самому покрасить что-нибудь. Саша посоветовал ему взять из шкафа белую скатерть и окрасить ее в синий цвет. Как только Алеша опустил край скатерти в чан, к нему подскочил подмастерье Цыганок, выхватил скатерть, но та была уже испорчена. Дед узнал об этом от Саши. В субботу, перед всенощной, все собрались в кухне. Алеша с ужасом смотрел, как дед порол Сашу (доносчику первый кнут) , еще не зная, что его ожидает то же самое. Когда дед схватил Алексея и понес к скамье, мальчик отчаянно сопротивлялся, укусил мучителя и был засечен до потери сознания.
Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника. В 1942 умерла его мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Здесь в гражданском браке с Генриеттой Меньшиковой родилась его дочь Елена.
Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького.
Печататься Николай Рубцов начал с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан последний стихотворный сборник Николая Рубцова «Подорожники» (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» — стих. «Подорожники»), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов XX века. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное» («Печальная Вологда дремлет…»), «Тихая моя родина», «Осенние этюды» («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), «Вечернее происшествие» («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др.
Поэт занимался также художественными переводами.
Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 в результате нелепого инцидента, а именно: семейной ссоры со своей невестой, начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской). Судебное следствие установило, что смерть наступила в результате удушения. Людмила Дербина была осуждена на 7 лет. Биографы говорят о стихотворении Рубцова «Я умру в крещенские морозы» как о предсказании даты собственной трагической смерти.
Пацан, думаешь тебе кто-то напишет не из сайта, я думаю нет.