Цели: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», определить основную идею сказки; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, музыке и живописи; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к родной природе.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака; книга «Двенадцать месяцев»; карточки-анаграммы; план урока в рисунках, выполненных на альбомных листах; подснежники, сделанные в технике оригами; небольшая корзиночка; записи музыкальных пьес «Баркаролла», «На тройке», «Апрель» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин с изображением летней, осенней, зимней, весенней природы; толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
– С творчеством какого автора мы сегодня познакомимся? Вы сможете ответить на этот вопрос, решив следующее задание: «По первым буквам угаданных анаграмм сложите фамилию известного детского писателя».
ЯМКА– ... (МАЯК)
ФАРА –... (АРФА)
УДАР –... (РУДА)
ПАЛАШ– (ШПАЛА)
СТАИ –... (АИСТ)
СТУК –... (КУСТ)
ответ: МАРШАК.
– Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С. Маршака. Тема урока «С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)».
Пьеса-сказка – это произведение для театрализованного представ-ления.
– Зачем девочка пошла зимой в лес с корзинкой? Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.
На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. После выполнения каждого задания, мы будем срывать подснежник и класть в корзину. Кто лучше работает, тот и сорвет цветок.
На доске оформлен план урока на альбомных листах, к каждому альбомному листу прикреплен подснежник, выполненный в технике ОРИГАМИ. На столе учителя стоит небольшая корзинка. Учащиеся после выполнения каждого этапа урока будут «срывать» подснежники с доски и ставить в эту корзинку.
План урока

Учитель проводит анализ плана урока.
– Что же нас ждет на уроке?
1. Вы расскажете, что знаете о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2. Разберем, какими средствами и как можно передать настроение природы.
3. Проведем словарную работу.
4. Прочитаем отрывок.
5. Поделимся своими впечатлениями.
6. Проведем конкурс «Самое красивое предложение о подснежнике».
7. Подведем итог урока, узнаем домашнее задание.
III. Разговор о творчестве С. Я. Маршака.
– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?
Родился в 1887 году в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Много лет работал журналистом, переводчиком.
– Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Еще Самуил Маршак написал хорошо знакомые вам песни для спектакля Центрального детского театра «Приключения Чиполлино» по сказке Джанни Родари.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
– Какие произведения он написал? О чем они?
– В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
IV. Беседа о средствах выразительности.
– Вы знаете, что передать свое настроение, описать природу можно с слова. Этим занимается литература. Какие виды искусства еще передают настроение? (Живопись и музыка.)
– Музыка и живопись передают настроение, описывают состояние природы.
– Какие краски должен взять художник, чтобы передать печаль осени? (Желто-серые, сине-серые, серые.) Почему? (Солнце прячется за тучи, небо темнеет, идет дождь, улетают птицы.)
– А как передать осеннее настроение в музыкальном произведении?
– Какая будет музыка? (Музыка будет тихая, медленная.)
– Что можно услышать в этом музыкальном произведении? (Как падают листья, улетают птицы, плачет дождик.)
– Изменится ли настроение природы весной?
– А какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение весенней природы? (Краски должны быть яркие, потому что природа пробуждается после долгого зимнего сна: ярко светит солнце, небо голубое, вернулись перелетные птицы.)
– А какая будет музыка у весны? (Громкая, веселая, быстрая, потому что все просыпается. В этой музыке можно услышать, как распускаются почки на деревьях, как строят гнезда птицы, как первые бабочки расправляют свои крылышки
1) Низкорослый, толстый. Напоминает Обломова. Цитата из произведения "Косит лиловым глазом"; 2) Из дворянской семьи Троцких 3) Хозяйственностью 4) Женат, трое детей 5) Жену любит, в отношении к своему сыну Пьеру - холоден и отчужден.
К Наполеону относится с подозрением. Еще в 1801 году участвовал в раскрытии плана нападения на Россию. Причины отъезда: желание заработать на ремонт усадьбы Цели в жизни: съездить на войну и заработать на ремонт усадьбы Отношение Болконского-отца к Наполеону приветственное (при ответе уместно употребить слово "Коллаборационист")
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... ” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”. Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака; книга «Двенадцать месяцев»; карточки-анаграммы; план урока в рисунках, выполненных на альбомных листах; подснежники, сделанные в технике оригами; небольшая корзиночка; записи музыкальных пьес «Баркаролла», «На тройке», «Апрель» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин с изображением летней, осенней, зимней, весенней природы; толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
– С творчеством какого автора мы сегодня познакомимся? Вы сможете ответить на этот вопрос, решив следующее задание: «По первым буквам угаданных анаграмм сложите фамилию известного детского писателя».
ЯМКА– ... (МАЯК)
ФАРА –... (АРФА)
УДАР –... (РУДА)
ПАЛАШ– (ШПАЛА)
СТАИ –... (АИСТ)
СТУК –... (КУСТ)
ответ: МАРШАК.
– Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С. Маршака. Тема урока «С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)».
Пьеса-сказка – это произведение для театрализованного представ-ления.
– Зачем девочка пошла зимой в лес с корзинкой? Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.
На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. После выполнения каждого задания, мы будем срывать подснежник и класть в корзину. Кто лучше работает, тот и сорвет цветок.
На доске оформлен план урока на альбомных листах, к каждому альбомному листу прикреплен подснежник, выполненный в технике ОРИГАМИ. На столе учителя стоит небольшая корзинка. Учащиеся после выполнения каждого этапа урока будут «срывать» подснежники с доски и ставить в эту корзинку.
План урока

Учитель проводит анализ плана урока.
– Что же нас ждет на уроке?
1. Вы расскажете, что знаете о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2. Разберем, какими средствами и как можно передать настроение природы.
3. Проведем словарную работу.
4. Прочитаем отрывок.
5. Поделимся своими впечатлениями.
6. Проведем конкурс «Самое красивое предложение о подснежнике».
7. Подведем итог урока, узнаем домашнее задание.
III. Разговор о творчестве С. Я. Маршака.
– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?
Родился в 1887 году в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Много лет работал журналистом, переводчиком.
– Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Еще Самуил Маршак написал хорошо знакомые вам песни для спектакля Центрального детского театра «Приключения Чиполлино» по сказке Джанни Родари.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
– Какие произведения он написал? О чем они?
– В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
IV. Беседа о средствах выразительности.
– Вы знаете, что передать свое настроение, описать природу можно с слова. Этим занимается литература. Какие виды искусства еще передают настроение? (Живопись и музыка.)
– Музыка и живопись передают настроение, описывают состояние природы.
– Какие краски должен взять художник, чтобы передать печаль осени? (Желто-серые, сине-серые, серые.) Почему? (Солнце прячется за тучи, небо темнеет, идет дождь, улетают птицы.)
– А как передать осеннее настроение в музыкальном произведении?
– Какая будет музыка? (Музыка будет тихая, медленная.)
– Что можно услышать в этом музыкальном произведении? (Как падают листья, улетают птицы, плачет дождик.)
– Изменится ли настроение природы весной?
– А какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение весенней природы? (Краски должны быть яркие, потому что природа пробуждается после долгого зимнего сна: ярко светит солнце, небо голубое, вернулись перелетные птицы.)
– А какая будет музыка у весны? (Громкая, веселая, быстрая, потому что все просыпается. В этой музыке можно услышать, как распускаются почки на деревьях, как строят гнезда птицы, как первые бабочки расправляют свои крылышки