В широком смысле, юмор это обнаруживать вызывающие улыбку противоречия в окружающем мире. Е.Н. Носов умел подмечать такие моменты, особенно в мире детей, которых смешат или удивляют многие вещи, незаметные глазу взрослого.
Двух мальчишек в рассказе "Как патефон петуха от смерти " позабавил случай чудесного замерзшего петуха. Гордая и красивая птица не потерпела соперника, голосящего из недр патефона. Мальчишки смеялись и радовались тому, как едва готов была напасть на патефон, по обычаю изгоняя чужого петуха со своей территории. Им и в голову не приходило, что вернуть к жизни птицу сможет прослушивание басни "Кукушка и Петух".
1)
Первый пример:
Миф.
Сказочный, фантастический.
Создается, рассказывается, описывается.
Наводит людей на размышления.
Вымысел.
Второй пример:
Миф.
Необычный, увлекательный.
Упоминается, оценивается, рассматривается.
Основывается на неподтвержденных данных.
История.
Третий пример:
Миф.
Древний, современный.
Дополняет, сохраняет, озадачивает.
Часто анализируется исследователями.
Легенда.
2)
Первый пример:
Геракл.
Сильный, смелый.
Защищает, оберегает, сражается.
древнего города.
Герой.
Второй пример:
Геракл.
Могущественный, храбрый.
устраняет, стремится.
Поразил всех своей выносливостью.
Персонаж.
Третий пример:
Геракл.
Бесстрашный, отважный.
Создает, меняет, действует.
Вождь жителей Греции.
Полубог.
3)
Прометей
мыслящий предвидящий
похител передал научил
защитник людей от произвола богов
титан
4)
Икар
Известный, погребённый.
Увлекается, приблежается, тонет.
Умер необычной смертью.
Божество
Если обратить внимание на семантические синонимы к слову СКУЧНО («молчит» , «не пугает» , «не гонится за ними») , то можно понять и увидеть страшный, перевёрнутый мир, в котором живут дети, потому что развеселить их может зло, испуг.
Этому страшному миру автор противопоставляет мир Юшки, мир добра, уважения, любви, прощения и терпения.
Обращения, используемые в тексте понять смысл противопоставления этих двух миров.
Обращаясь к детям. Он называет их «родными» , «маленькими» . Мы сталкиваемся с парадоксом: те, кто унижал и оскорблял Юшку, для него «родные» . Он считает себя нужным им. Юшка воплощает библейскую заповедь: «Возлюби ближнего своего» . Сколько тепла и любви в его словах! Это –то и непонятно детям. Он видит несчастье детей в том, что « они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви» . Эти строчки звучат актуально: среди нашего поколения есть немало таких, которые не умеют любить и не знают, как это делать. Это беда и нашего времени. Не умея любить, дети мучают Юшку.
Далее Платонов рисует мир взрослых. Он так же уродлив, как и мир детей: «злое горе и обиды» , «сердца наполнялись лютой злобой» . Они, как и дети, обижали Юшку, потому что он не похож на них: « блажной, непохожий» , « думает такое особенное» . Как и дети, от кротости, незлобливости Юшки взрослый человек приходит в ожесточение и злобу и бьёт Юшку, чтобы забыть своё горе. Зеркальность в композиции нам увидеть исковерканный мир, уродливые отношения в мире, окружающем Юшку.
Разговор с Дашей нам понять мир Юшки. Не понимая Юшки, Даша желает ему смерти. Он прощает людей, их сердечную слепоту. «Они мне тело калечат» , - говорит Юшка, а мы понимаем, что у них искалечены души. Это пострашнее искалеченных тел.