После прочтения рассказа И. С Шмелёва "Как я стал писателем", мне приоткрылась завеса тайны как обыкновенные люди, доселе может даже не примечательные, становятся знаменитыми писателями. Мне раньше казалось, что этому специальное обучение, писательская родословная и т.п. Но оказалось, что сочинение юного гимназиста было всего лишь плодом его желания, его воображения. Ему понравилась местность у мельницы, где он был летом, и он придумал историю, связанную с этим местом; да такую историю, что её пустили в печать, и я считаю это было очень значительно в дальнейшей писательской карьере юноши. Очень интересно читать о его переживаниях: примут или не примут. Его терзала совесть, что ведь это произведение он сочинил. Здесь просматривается наивность мальчика; он думал, что все писатели пишут всё с чистой манеты. а в целом этот рассказ очень умиляет, и как бы притягивает Ивана Шмелёва к нам с его радостями и переживаниями.
Емельян Иванович ПугачёвДонской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым успешным из них.Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоздать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предлагает подбор цитат, которые рисуют портрет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока… » Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужика, который ему выбраться из сумятицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не вожатый, а вождь, руководитель восстания. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.
Родион Раскольников, главный герой романа "Преступление и наказание". Он задавлен бедностью. Родион голоден, одет в лохмотья, его грязная и тёмная каморка походит более на гроб, чем на человеческое жильё. Уже довольно давно он выключен из жизни, вынужден оставить занятия в университете, потерял частные уроки. А между тем это человек незаурядный, обладающий сильным характером, привлекательный. Он умён, наблюдателен, сдержан. В его сознании неустанно совершается напряжённая работа мысли, в речах его проявляются и зрелая логика, и сила темперамента. Раскольников сохранил умственную силу, нравственную чуткость, тонкость и многосторонность впечатлений. Но выброшенный из жизни он проводит целые дни в одиночестве в тёмном углу, раздумывая о своей судьбе, и в его уме зреют самые фантастические планы борьбы за утверждение собственной личности. Писарев в статье "Борьба за жизнь", посвящённой "Преступлению и наказанию", писал, что обстоятельства могут даже честного, ищущего дела человека поставить в безвыходное положение, в положение человека, медленно утопающего в грязном болоте. Под низким потолком каморки, напоминающей гроб, рождается теория, чудовищная по своей сути, но имеющая убедительный вид. По мнению Раскольникова, люди делятся на две группы. Первая - люди обыкновенные, живущие в послушании, не сказать новое слово. Их призвание - рабская покорность. Вторая группа - люди на протест, на самостоятельность поведения, имеющие дар или талант сказать новое слово. "Большею частью они требуют… разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо для своей идеи перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам её". Герой спрашивает себя: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не "дрожащая тварь", а прирождённый "властелин судьбы". Всё доброе, чистое, детское, всё человеческое восстаёт в Раскольникове против убийства. Но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают "счастливые случайности" и он идёт - как на казнь, но идёт… Сначала Раскольников, уже совершив преступление, уже испытывая нравственные мучения, сохраняет веру в свои идеи. Но постепенно всё более расшатывается система его взглядов. Он всё чаще и ожесточённее, издеваясь над собою, думает о том, что и "принцип свой убил и сам, в своих собственных глазах, оказался вошью". Родион понимает умом, что нельзя, преступно считать вошью человека вообще и эту злосчастную старушонку тоже. Раскольников всё отчётливее чувствует внутреннюю связь своей теории с взглядами Лужина и Свидригайлова. Ведь и они считают, что человеку, обладающему силой и властью "всё позволено".