Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.
Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба» .
Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.
Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.
Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа — князя Петра.
Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши) , Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя» . Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя» . Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.
После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.
А.С. Пушкин много путешествовал и всегда восхищался природой. Больше всего его впечатляли пейзажи Кавказа. Вот и свое стихотворение «Обвал» он написал после очередного посещения этого края. Сам поэт не видел обвал, но ему рассказывали о том, как это произошло. На месте обвала Пушкин побывал на следующий день.
Очевидцы рассказывали, что услышали страшный грохот и сначала никто не понял, что случилось. Затем Терек стал мелеть прямо на глазах, и тогда всем стало ясно, что произошел обвал. Но вода сильная стихия и реке удалось справиться с препятствием, и уже через пару часов Терек разрушил обвал. Пушкина впечатлила эта история, он задумался над силой природной стихии.
«Обвал» состоит из пяти строф, а всего в стихотворении 30 строк. Его размер можно охарактеризовать как четностопный ямб. Поэт использовал только мужскую рифму. Благодаря такой рифме создается ощущение, что слова стихотворения падают, как тот самый обвал. Произведение можно назвать отрывистым, с короткими фразами, как будто отстукивается определенный ритм. Используются приемы ассонанса и аллитерации.
Пушкин этим стихотворением хотел донести до читателя мысль о том, что природная стихия могущественна и неудержима. Никто, даже человек не может с ней справится. Образ Эола – древнегреческого полубога, повелителя воздушной стихии, появляется в конце стихотворения неспроста. Поэт указывает на то, что стихии воздуха все нипочем, она находится превыше всего.