Учитель французского языка восхищает главного героя тем, что коренным образом отличаясь от него, предстает перед ним некой волшебницей, существом неземным и возвышенным. А учитывая, что его успехи во французском поначалу весьма скромны, еще и неким пугающим образом. Характеризуя Лидию Михайловну следует уделить особое внимание тому, как видит ее главный герой: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание». По мере того как развивались события в рассказе, барьер между учителем и учеником постепенно таял, обнажая истинную природу души каждого из них. Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.
Борьба с могучим барсом - кульминационный момент исповеди Мцыри. Он сражается с барсом, как с равным себе. Это была схватка не на жизнь, а на смерть. Мцыри одерживает победу, но ценой своих собственных сил. Осуществилась его мечта-он обрел свободу, но за такую свободу надо бороться, не щадя жизни. Схватка с барсом отняла у Мцыри все - у него не осталось сил, чтобы наслаждаться своей свободой. Как и всякое романтическое произведение, поэма заканчивается смертью героя. Не найдя дороги домой, он, по роковому предназначению в своей судьбе, снова возвращается в монастырь, но уже смертельно больной, и на пороге смерти исповедуется старику- монаху.
Битва с барсом это - кульминация поэмы. Бой с барсом введен в сюжет поэмы Лермонтовым в тот момент, когда, казалось, его героя покидают последние силы. Потеря дороги среди нескончаемого леса, утрата надежды найти путь на родину, сознание своей бес все это приводит в отчаяние Мцыри, но он остается гордым, отвергнуть возможные сострадание и жалость (" людской я не желал"). Появление барса рождает в его душе не страх, а презрение к смерти, жажду борьбы с этим опасным противником и победы. "Могучий дух его отцов", который был присущ ему с детства, заставил преодолеть минутную слабость и вступить в смертельный бой с опасным хищником и одержать победу. Сначала это напряжение всех сил, чувство готовности к бою ("жажда борьбы и крови"), далее это упоение открытой и честной схваткой (жизнь "тревог и битв", о которой он мечтал) , полное слияние с дикой природой ("И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он) , чувство радости и торжество победы. Таковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его жизни и свободы. И высшая точка поединка: ...Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор Широкий лоб его рассек… И наконец, последние строки строфы - слова Мцыри о побежденном противнике, о котором он говорит с уважением, признавая его мужество: ...Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..
По мере того как развивались события в рассказе, барьер между учителем и учеником постепенно таял, обнажая истинную природу души каждого из них. Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.