Очень емкий рассказ, но какой же сильный он оставляет отпечаток! Больше всего меня зацепили не переживания Вали Зайцевой, а тот самый дневник Тани Савичевой. Действительно страшно читать его, эти короткие предложения, вложенная в них горечь утраты. Даже страшно представить себя на месте Тани, да и любого другого ребенка, которому выпало выживать в годы блокады. К сожалению, сейчас мало кто вспоминает, чтит подвиги наших бабушек-дедушек, которые отстояли для нас города, Родину. Жаль, что сейчас детей обходят стороной некоторые факты нашей истории. Например, моя школьная программа не предусматривала чтение подобных рассказов, мы читали тяжелые талмуды, которые практически никто не осиливал, а ведь пронять может и маленький очерк. "Не все ли равно отчего умирать - от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее..."... Пусть земля будет пухом всем тем, кому просто выпало жить в родном городе в самое трудное время...
Тарас Бульба был заботливым отцом, он очень гордился сыновьями и мечтал их видеть настоящими козаками. Поэтому и забирает их в Запорожскую Сечь. Однако любовь к Родине у Тараса настолько велика, что он не чувствует жалости к сыну-предателю. Отец навсегда вычеркивает Андрия из своей памяти, своими руками его убивая.
К Остапу же отец, рискуя жизнью, пробирается на место казни, чтобы поддержать сына в самые тяжелые минуты. Тарас страдал сам, стоя в толпе, но гордился сыном.
После потери сыновей Тарас превращается в замкнутого и мрачного человека, который мстит врагам. Но мстил он только за Остапа.
Блок очень любил это место. Перед отъездом в деревню из города, после гимназических экзаменов, он приходил в радужное и особенно шаловливое настроение. Да ведь и то сказать – сколько радостей давало ему пребывание в Шахматове: воля, поля, леса, походы за грибами, верховая езда, катание в тележке и, наконец, собаки, из которых самая любимая была Дианка. Один из ее щенков, черно-бурый Арапка, родившийся осенью, когда все еще были в сборе, составлял предмет бесконечных радостей и забав Блока и его двоюродных братьев. Впоследствии из него вышел огромный мохнатый пес. В Шахматове происходили и бесконечные игры с братьями Кублицкими – игры и мирные, и воинственные, хотя и без драк, начиная с игры в поезда и кончая подражаниями эпизодам из романа Майн Рида, Купера и др. в том же роде. Пробегая из сада во флигель, где жили братья, мимо окна, где бабушка Бекетова сидела за переводом или за шитьем, Блок останавливался на миг и спрашивал: «Бабушка, можешь ты сшить американский флаг?» – «Конечно, могу», – отвечала бабушка, и вынув из синего сундука, стоявшего в передней за дверью ее комнаты, синий, белый и кумачный кусок материи, в какие-нибудь полчаса сооружала по всем правилам искусства американский семизвездный флаг, который и подавала в окно своему внуку, окончательно убегавшему обратно с этой принадлежностью какой-то новой игры. Само собой разумеется, что Саша Блок был зачинщиком и изобретателем всех игр и шалостей младших братьев. Тут же между играми, вероятно, в дождливую погоду, писались стихи и проза для «Вестника» и сооружались летние номера журнала. До какой степени Блок любил Шахматово, видно, между прочим, из его анкеты, заполненной в июле 1897 года в Наугейме. Это был лист так называемых «Признаний» с печатными вопросами. Против вопроса: «Где бы вы хотели жить?» – Блок написал: «В Шахматове».До семилетнего возраста маленький Блок проводил всякое лето в Шахматове.