В статье рассматривается проблема анализа художественного текста на примере романа Ч. Т. Айтматова «Плаха». Слово «плаха» анализируется как лингвистическая единица, имеющая «план выражения» и «план содержания». Прямое и переносное значение слова порождает эстетический и экспрессивный эффект художественного произведения, делая его образным и выразительным. Символизм одна из важнейших характеристик романа «Плаха» Ч. Т. Айтматова, а также творчества писателя в целом. Образ-символ «плаха» является носителем главной идеи произведения. Трагические судьбы главных героев романа Авдия Каллистратова и Гришана, Бостона и Базарбая, волков Акбары и Ташчайнара являются выражением идеи произведения
Мцыри» - поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, известного русского поэта и писателя 19 века. Относится к поэтическим произведениям романтического характера. В этой поэме Михаил Юрьевич сохранил традиции европейского и русского романтизма, как и во многих других произведениях своего авторства.
Поэт ярко изобразил в своем творчестве духовный мир людей-интеллектуалов начала 19 века. В нем показаны рассуждения о предназначении человека, его личности, ее отношениях с окружающим светом. А еще хорошо раскрыта национально-патриотическая тема и история декабристов.
Постигая этот жанр, Михаил Юрьевич Лермонтов научился показывать героя как внешне, таки изнутри, его полное развитие. Поэмы Михаила Лермонтова явились чем-то средним между прозой и стихотворениями.
Несомненно, одной из ряда значимых произведений Лермонтова является поэма «Мцыри», написанная в 1839 году. Основной герой поэмы представляет собой героя-борца, который восстает против личностного насилия.
Имя главного героя переводится с грузинского языка, как «послушник». Но есть и еще один перевод – «чужеземец». Таким иностранцем в мире изображен главный герой. Мцыри оторван с корнями, словно цветок, из родной земли и живет среди чужих. Казалось бы, горы, красота кавказской природы – все около Мцыри насыщенно какой-то динамикой и равновесием, умиротворением и спокойствием. Но внутренний мир юноши совсем иной: царящие там разлад с самим собой, желание вырваться из монастыря, жажда свободы и страсти. Герой стремится к свободной жизни, зная, что это не осуществится.
Самым главным событием за все действие поэмы является побег центрального героя из монастыря. Побег является классическим романтическим символом бегства от гнета. Примечательно то, что герой бежит не в мир, а попасть на родную землю. Побег Мцыри – ответ на позыв родной земли. Душа юноши смешивается с природой, которая перевоплощается из дружеской силы во враждебную. Природа, которая буквально недавно была добра, теперь кажется герою бессмысленным, лишним, молчащим миром.
Объяснение:
если не то прости
Главный герой книги – Дон Кихато, испанский идальго. Автор его описывает, как худощавого, сильного, крепкого человека, который в праздники надевает одежду из тонкого сукна и бархата и проще в будни. Все свое время он проводит за чтением рыцарских романов, и вскоре от этого потерял рассудок. Однажды ему пришла в голову мысль стать странствующим рыцарем. На мир он смотрел не обычным взглядом, а как в рыцарские времена. Обыкновенные люди не понимали его, смеялись и шутили. Дон Кихот верил в обещания и клятвы и судил человека очень справедливо. Но по своему внешнему виду он не очень был похож на рыцаря.
В восьмой главе «Бой с ветряными мельницами» можно увидеть сумасшествие Дон Кихота.
« - Где вы видите великанов? – спросил Санчо Панса
- Да вот они с громадными руками – отвечал его господин. – У некоторых из них длинна рук достигает почти двух миль.
- Помилуй сеньор, - возразил Санчо – то что там виднеется, вовсе не великаны, а ветряные мельницы…»
Еще в этой главе можно увидеть что Дон Кихот не умеет признавать поражения
« -… Я полагаю, и не без основания, что мудрый Фрестон, тот самый кто похотел у меня книги вместе с помещением, превратил великанов в ветряные мельницы, дабы лишить меня плодов победы – так он меня ненавидит. Но рано или поздно злые его чары не устоят перед силой моего меча».
После создания этого произведения появился такой термин как «донкихотство». Донкихотство – понятие многообразное, его толкуют по – разному. Многие называют донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотством человека, лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного, нелепого, жалкого и смешного. Но под донкихотством понимают и не желание при к прозе жизни, стремление преобразить и преобразовать жизнь, упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы цель не противоречила глубокой логике реальных и косвенных факторов.
Я считаю, что этот образ вечный, потому что вопросы, которые он поднимает вечные: свобода, любовь, простота души вера в людей и мечту. И с такое характеристикой в современном мире можно найти много таких людей «донкихотов».