Сходство Герасима с былинным богатырём проявляется как внешне, так и внутренне. Автор прямо говорит о том, что это был "мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём". Он отмечает то, что он был "одарён необычайной силой", работал за четверых, у него были "огромные ладони" и "твёрдые мышцы", напоминающие мощные рычаги. Работает он как настоящий богатырь: "сокрушительно действует косой", безостановочно молотит трёхаршинным цепом". Но кроме внешних данных, Герасим обладает внутренними качествами богатыря: он чувствует в себе призвание заступаться за слабых и обездоленных kholod25 . хорошист
Сделать анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» по след плану:
III. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
IV. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
Доказывать, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста, футуриста или иного направления.
Подобрать в тексте «ключевые» слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
V. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:
– Какую лексику использует автор: бытовую, повседневную, литературную, книжную, публицистическую, архаизмы, устаревшие слова,неологизмы, слова, созданные автором и др.
– средства поэтической лексики (метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и т.д.);
– синтаксические фигуры (синтаксический параллелизм, антитеза, градация, многосоюзие, бессоюзие, различные повторы и т.д.)
– фонетические средства
VI. Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб u /
Хорей / u
Амфибрахий u/u
Дактиль /uu
Анапест uu/
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
/ - ударный слог; u - безударный слог; uu - пиррихий, // - спондей.
Обратить внимание, есть ли в стихотворении значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку:
Например:
О как на склоне наших дней - 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… - 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет - 8 слогов
Любви последней, зари вечерней - 10 слогов, перебой ритма
Объяснить, как перебои ритма передать интонацию, настроение автора, создают мелодию.
VII. Рифмы (связывают по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создают новые значения слов рифмовки:
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Кольцевая АББА
Сплошная
Прерванная др. виды рифм
Выписать рифму, выделить клаузулу, определить ее вид: женская-мужская-дактилическая-гипердактилическая, полнозвучная – неполнозвучная, равносложная-неравносложная, смягченная-несмягченная, открытая-закрытая, точная-неточная.
VIII. Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
IX. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль.
X. Определить субъект речи (кто рассказывает), Объект речи (то, что изображено, о ком, о чем рассказывается), адресат речи (кому рассказывается, слушающий). Точкой зрения субъекта речи определяется тема, идея, характер воздействия на адресата, стилистические особенности речи.
К таким произведениям, без сомнения, можно отнести поэму в стихах А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». В годы Великой Отечественной войны она печаталась по частям и имела огромный успех у защитников Родины, а образ главного героя - Василия Тёркина – оставался самым любимым.
Образ Васи Тёркина пленил сердца читателей тем, что оказался похожим на многих воинов со своими достоинствами и недостатками. Получился типичный герой, похожий по своему характеру на многих русских людей. Твардовский смел, находчив, разговорчив, в меру скромен, всегда может своим товарищам в трудные минуты.
В этом образе воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя автор подчёркивает его «обыкновенность»: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Да и физическая форма у него такая же, как у остальных: «Не высок, не то, чтоб мал…».
Но не напрасно Василию Тёркину посвящена целая книга. Есть у него особые черты, которые дают право сказать автору: «Впрочем, парень хоть куда, но герой героем». Уже выбор фамилии героя неслучаен: «Тёркин», то есть «тёртый», «бывалый». Возникает ассоциация с выражением «тёртый калач».
Каждая глава, в которой действует герой, полнее раскрывает его характер. На первый взгляд, он кажется нам каким-то несерьёзным, балагуром. Тёркин на самом деле бывает весёлым и беззаботным, причём делает он это сознательно, для поднятия настроения товарищей, зная, что с шуткой на войне легче воевать.
На протяжении всей книги проявляются героизм Теркина, его находчивость, умение контролировать ситуацию. Так, в главе «Переправа» Василий совершает настоящий подвиг. По ледяной ноябрьской воде, выполняя задание, на вражеский берег он прорвался под огнём противника вместе со взводом, а оттуда - вплавь в одиночку.