В январе 1847 года в журнале «Современник» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч», который неожиданно для автора и некоторых членов редакции имел большой успех у читателей. В двух крестьянских характерах Тургенев представил главные силы нации. Практичный Хорь и поэтичный Калиныч — крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов; духовно они богаче и свободнее жалких полутыкиных. Вдохновленный успехом, Тургенев пишет другие рассказы. Вслед за «Хорем и Калинычем» они печатаются в «Современнике». А в 1852 году «Записки охотника» впервые выходят отдельным изданием.
В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он — охотник, а охотничья страсть, по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку; «дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить… по болотам да по лесам, с утра до вечера». На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа.
Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи. Авторские творческие усилия в ней остаются незаметными, возникает иллюзия, что это сама жизнь являет нам яркие народные характеры, изумительные картины природы.
В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизне перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.
Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.
Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.
Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Историческая песня "Иван Грозный молится о сыне" написана в конце 16 века, и следовательно её можно отнести ко второму периоду создания исторических песен. Поводом для написании песни послужила смерть царевича Ивана, которая тут же обросла многочисленными слухами. До нас дошла в качестве основной версия о том, что царевича убил сам Иван Грозный в припадке ярости. Однако эта версия не находит своего отражения в народной исторической песне. В тексте песни Иван Грозный истово молится в церкви за упокой души своего сына, а бояре, князья в это время со злорадством или иронией переглядываются и ухмыляются.
Во времена, когда родился и жил величайший русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, выходцы из низших слоев не имели права обучаться наукам, кроме как письму и чтению. Да и это право использовал не каждый, поскольку учиться в крестьянской среде считалось делом пустым и совершенно ненужным. Поэтому пример Ломоносова достаточно уникальный по тогдашнему времени и царящим тогда нравам. Жизнь М.В.Ломоносова была богатой событиями, и путь от холмогорского мальчишки до выдающегося ученого был трудным и интересным одновременно. Пример стремления к знаниям Ломоносова с самого его раннего возраста актуален и сегодня, и не зря современные родители еще до того, как купить детские ходунки bebe confort, приступают к раннему обучению и развитию своих детей. Родился Ломоносов Михаил Васильевич в 1711 году в небольшой деревне, расположенной на одном из островов в дельте реки Северная Двина около города Холмогоры Архангельской губернии. Его отец был черносошным свободным крестьянином и занимался рыбным промыслом, поэтому этот факт должен был предопределить и судьбу будущего ученого. Однако счастливый случай вывел Михаила на совершенно другой жизненный путь. У местного дьяка Сабельникова мальчик обучился грамоте, освоил азы чтения и письма. У знакомого крестьянина Михаил нашел книги, который стали для него воротами в ученый мир: «Псалтырь» Семена Полоцкого, «Грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Арифметику» Леона Магницкого. Мачеха и отец были против стремлений Михаила к учению. Но упорство ему достичь своей цели, и он, втайне от отца, с рыбным обозом отправляется в 1730 году в Москву. А вскоре пытается поступить в Славяно-греко-латинскую академию, учиться в которой могли только дети священников. Но и здесь Ломоносову повезло, так как по причине недобора разрешено было брать на учебу разночинцев, и Ломоносов, назвавшись сыном холмогорского дворянина, был принят. Старание вскоре выводит Михаила в число лучших учеников. В 1736 году его отправляют учиться дальше в университет Академии наук Петербурга. Стремление к знаниям Ломоносова было оценено, и его в том же году направляют в Германию для обучения химией и горному делу, где в 1739 году он с успехом заканчивает Марбургский университет, после чего продолжает обучение в Фрейберге, откуда вынужден был через год уехать из-за ссоры с немецким ученым. Странствуя по Германии, Ломоносов выдает себя за немецкого студента, в результате его рекрутируют в прусскую армию, откуда ему удается сбежать. В 1741 году ученый возвращается в Россию в Академию наук Петербурга, где продолжил заниматься наукой до конца жизни, преодолевая трудности, козни и интриги недоброжелателей. В 1765 году Ломоносов умирает в результате тяжелой болезни. Ломоносов внес огромный вклад в развитие науки и литературы того времени. Его наследие – это огромное количество работ в различных областях знаний, и это многообразие не может не удивлять и не вызывать восхищения. Ломоносов внес огромный вклад в развитие физики, горной металлургии, географии, геологии, астрономии, истории, литературы и др. Он дополнил знания об атомно-молекулярном строении веществ. Опроверг учение о теплороде, утверждая, что теплота вызывается движением частиц тела. Создал основы развития физической химии, уделял огромное внимание изучению атмосферного электричества и силы тяжести. Михаил Ломоносов заложил основы учения о цвете, разработал несколько видов оптических приборов, открыл существование атмосферы на Венере, а также ему принадлежит принцип сохранения материи и движения. Ломоносов в своих трудах изучил строение Земли и происхождение каменного угля, нефти и торфа, опубликовал исследования по горной металлургии. Как географ доказывал важность освоения Сибири и значение для российского государства Северного морского пути. Михаил Ломоносов внес огромный вклад в развитие русского языка, он является создателем оды как жанра, написал много поэм, сатир, трагедий, трудов по филологии и грамматике научного русского языка. Также Михаил Ломоносов - создатель многих трудов по русской истории, во многих из которых критиковал норманнскую теорию. Благодаря Ломоносову возродилось искусство мозаики, и были создано несколько мозаичных картин. Велик вклад Ломоносова в развитие просвещения в России. В 1755 году его усилиями произошло основание Московского университета.
В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он — охотник, а охотничья страсть, по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку; «дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить… по болотам да по лесам, с утра до вечера». На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа.
Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи. Авторские творческие усилия в ней остаются незаметными, возникает иллюзия, что это сама жизнь являет нам яркие народные характеры, изумительные картины природы.
В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизне перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.
Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.
Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.
Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.