Я – чайник. Сделан я из фарфора, у меня длинный носик и изящная ручка. Правда крышка у меня разбита и склеена, но об этом я предпочитаю умалчивать. Я знаю, что обо мне говорят между собой остальная посуда. И я прекрасно знаю о своем недостатке, именно он заставляет меня быть смиренным и скромным. А знаете, недостатки есть у всех, но у каждого есть и преимущества. У чашек есть ручки, у сахарницы, например, крышка. А у меня есть то, что не будет ни у кого – носик. Именно он делает меня королем чайного стола. Я дар, я главная услада человечества. Я делаю безвкусную воду ароматным напитком.
Так я думал в юности. Пока не произошел со мной несчастный случай. Кто-то оказался таким неловким, что я выскользнул из его рук и упал. Ужас! Я разбился, носик отвалился вместе с ручкой. Это был конец. Я лежал без чувств на полу. Самое обидное, что смеялись не над неловким человеком, а надо мной.
"Этого мне никогда не забыть! Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь… Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.
Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно… Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"
Объяснение:
Можно сказать, что судьба Аси является неким повторением судьбы внебрачной дочери писателя. Однако, она все же более трагична: девушка – плод любви крестьянки и барина, причем последний даже не смог подобающим образом воспитать свою дочь. Старость лишила его такой возможности.
Заботы по воспитанию девочки легли на старшего брата. Однако другого варианта не было. Тем не менее, Гагин проявляет довольно – таки хорошие качества: он ухаживает за сестрой с огромной долей ответственности и серьезным подходом.
Асю забирают из пансиона, куда ее не приняли из-за смешанной крови, и увозят в путешествие. В далеком краю, где никто не знает девушку, никто не причинит ей и боли. Однако плохое отношение людей на Родине все же оставило в натуре девушки соответствующее зерно: она выросла нервной, имеет нестабильную психику и обладает довольно переменчивым характером.
Смена настроения и состояний происходит довольно динамично. Однако характер героини меняется, как только она встречает возлюбленного. Чувства прибавляют Асе решимости – она согласна преодолеть все трудности и перипетии, лишь бы быть с ним.
Однако судьба девушки продолжает быть непростой – поначалу ее чувства оказываются непонятыми и неразделенными. Ася оскорблена. Но в глубине души девушка очень сожалеет о том, что избранник не смог поверить в то, что потенциальный брак с нею может изменить его жизнь в лучшую сторону.
Разрыв с возлюбленным и побег лишь укрепляют веру героини в то, что искренних чувств и счастья в этом мире не существует, все тленно и не имеет смысла. Хоть, конечно же, дело тут не столько в несправедливом мире, сколько в несчастной судьбе самой героини.
К слову, автор намеренно оставляет произведение «незаконченным». Никто не знает, как сложилась судьба девушки впоследствии – можно осмелиться сказать, что Ася могла повторить судьбу дочери Тургенева – получать щедрое содержание и заниматься благотворительностью за рубежом. Хоть, возможно, писатель и не подразумевал ее будущее в таком контексте.
Трагизм судьбы Аси состоит в несправедливом разделении сословий тогдашней России. В те времена социальное разделение играло огромную роль, потому могло перечеркнуть даже очень сильные чувства, те узы, что поначалу казались такими крепкими.
Можно сказать, что героиня является жертвой времени – возможно, если бы она жила в иную эпоху, ее доля была бы куда более счастливой