Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях. И розовое облако вдали. Душа моя, когда ж похорошеют Обугленные площади земли?
Давно пора. Под пеленою пепла Протухли трупы и свернулась кровь. Душа моя, ты в сотый раз ослепла От черствых слов и прозреваешь вновь. Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет. …Влетела в амбразуру трясогузка И весело уселась на лафет.
М.Дудин. 1942 Стихотворение написано Михаилом Александровичем Дудиным в 1942 г. Года не с начала Великой отечественной войны. Долгих три года еще до Победы, даты которой поэт тогда, естественно, не знал. Но ужасы войны во всей их неприглядности уже испытаны им и на Финской войне, и в блокадном Ленинграде.. Чтобы вынести все это, перестать замечать трупы под пеленою пепла, душа должна ожесточиться, очерстветь, принимать все тяготы и ужасы, как должное. Но поэту дорого восприятие красоты мира, не хочется его потерять. Поэтому он обращается к душе, пытаясь встряхнуть ее, убедиться, что она еще жива. В первом обращении его лирический герой вместе с душой скорбит, что цветущие поля превратились в "обугленные площади". Но он верит, что это не навсегда, дело только во времени. "Когда?". И замеченное из окопа "розовое облако" сподвигает его обратиться к душе с этим риторическим вопросом. Он рад, что душа его не умерла и не ослепла, а снова может, несмотря на всю грязь, любоваться "молочно-лиловатым" светом весны. И во второй раз его обращение уже более оптимистично: ведь и в "сотый раз ослепшая" душа - прозревает! И как подарок поэту и его душе, как обещание, как подтверждение его веры в возрождение, влетает в амбразуру веселая трясогузка. Маленькая птичка из мирного мира, яркий контраст горьким жестокостям происходящего.
1.Долгожданное путешествие в деревню. Я с нетерпением ждал святок. И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна.И вот, наконец, наступал давно желанный, радостный день.Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда - это было веселое путешествие! И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу, когда, наконец, медленно въезжаешь на сугроб перед крыльцом освещенного и теплого "деревенского домика! 2.В светлых грезах о близкой весне.
Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля; но вся картина села уже сверкает яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра.
Там, на старых ракитах, до полудня держится густой, махровый иней. Весело отряхать его и чувствовать, как он осыпает лицо своим холодным пухом! А еще веселее смотреть, как на пруде работники прорубают проруби и баграми вытаскивают из воды огромные льдины. Словно квадраты светлых горных хрусталей, сияют они на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами..."Весна, весна близко!" - думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.И весь день не хочется уходить со двора! Все радует! И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями, в светлых грезах о близкой весне.
3. Люди в деревне. Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо... Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много - вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности деревенским людям, трудиться с ними и для них... И хорошо можно жить в деревне!Мы проезжаем по большому селу над рекою, и я спешу наглядеться на все деревенское. В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сырой угар зеленоватым паром стоит в теплом воздухе, на полу - мокрая солома, но всегда аппетитно пахнет хлебами, народу много, и все за работой: кто отрывисто гудит тетивой, которая бьет и вздымает пушистую белую "волну"; кто чинит хомут, с внезапной решительностью раздергивая в разные стороны пропущенную в кожу дратву; а бывалый человек, портной, в жилетке, утыканной иголками, и с мотком ниток на шее, забавляет всех россказнями. Сидя на конике, скорчившись, - одна нога под себя, а колено другой поднято почти к самому лицу, - и ухитряясь держать большим пальцем босой ноги край сукна иди овчины, он пристально шьет, но говорит не смолкая и при этом задумчиво улыбается веселыми, умными глазами, встряхивая со лба волосы и вдевая на свет нитку в иголку. И все глядят на него дружелюбно.Мы опять едем мимо черных сельских изб, по буграм, с которых катаются мальчишки на ледяшках, по лугам, где на высоких лозинах качаются грачиные гнезда, а около горбом наросших краев проруби бабы бойко полощут белье в темной студеной воде и звонко переговариваются..
Тема: О детских воспоминаниях, связанных с любовью автора к природе и ко всему деревенскому.
1.Долгожданное путешествие в деревню. Я с нетерпением ждал святок. И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна.И вот, наконец, наступал давно желанный, радостный день.Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда - это было веселое путешествие! И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу, когда, наконец, медленно въезжаешь на сугроб перед крыльцом освещенного и теплого "деревенского домика! 2.В светлых грезах о близкой весне.
Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля; но вся картина села уже сверкает яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра.
Там, на старых ракитах, до полудня держится густой, махровый иней. Весело отряхать его и чувствовать, как он осыпает лицо своим холодным пухом! А еще веселее смотреть, как на пруде работники прорубают проруби и баграми вытаскивают из воды огромные льдины. Словно квадраты светлых горных хрусталей, сияют они на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами..."Весна, весна близко!" - думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца.И весь день не хочется уходить со двора! Все радует! И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями, в светлых грезах о близкой весне.
3. Люди в деревне. Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо... Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много - вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности деревенским людям, трудиться с ними и для них... И хорошо можно жить в деревне!Мы проезжаем по большому селу над рекою, и я спешу наглядеться на все деревенское. В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сырой угар зеленоватым паром стоит в теплом воздухе, на полу - мокрая солома, но всегда аппетитно пахнет хлебами, народу много, и все за работой: кто отрывисто гудит тетивой, которая бьет и вздымает пушистую белую "волну"; кто чинит хомут, с внезапной решительностью раздергивая в разные стороны пропущенную в кожу дратву; а бывалый человек, портной, в жилетке, утыканной иголками, и с мотком ниток на шее, забавляет всех россказнями. Сидя на конике, скорчившись, - одна нога под себя, а колено другой поднято почти к самому лицу, - и ухитряясь держать большим пальцем босой ноги край сукна иди овчины, он пристально шьет, но говорит не смолкая и при этом задумчиво улыбается веселыми, умными глазами, встряхивая со лба волосы и вдевая на свет нитку в иголку. И все глядят на него дружелюбно.Мы опять едем мимо черных сельских изб, по буграм, с которых катаются мальчишки на ледяшках, по лугам, где на высоких лозинах качаются грачиные гнезда, а около горбом наросших краев проруби бабы бойко полощут белье в темной студеной воде и звонко переговариваются..
Тема: О детских воспоминаниях, связанных с любовью автора к природе и ко всему деревенскому.
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?
Давно пора. Под пеленою пепла
М.Дудин. 1942Протухли трупы и свернулась кровь.
Душа моя, ты в сотый раз ослепла
От черствых слов и прозреваешь вновь.
Смотри – весна. И над равниной русской
Молочно-лиловатый свет.
…Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.
Стихотворение написано Михаилом Александровичем Дудиным в 1942 г. Года не с начала Великой отечественной войны. Долгих три года еще до Победы, даты которой поэт тогда, естественно, не знал. Но ужасы войны во всей их неприглядности уже испытаны им и на Финской войне, и в блокадном Ленинграде..
Чтобы вынести все это, перестать замечать трупы под пеленою пепла, душа должна ожесточиться, очерстветь, принимать все тяготы и ужасы, как должное. Но поэту дорого восприятие красоты мира, не хочется его потерять. Поэтому он обращается к душе, пытаясь встряхнуть ее, убедиться, что она еще жива.
В первом обращении его лирический герой вместе с душой скорбит, что цветущие поля превратились в "обугленные площади". Но он верит, что это не навсегда, дело только во времени. "Когда?". И замеченное из окопа "розовое облако" сподвигает его обратиться к душе с этим риторическим вопросом.
Он рад, что душа его не умерла и не ослепла, а снова может, несмотря на всю грязь, любоваться "молочно-лиловатым" светом весны. И во второй раз его обращение уже более оптимистично: ведь и в "сотый раз ослепшая" душа - прозревает!
И как подарок поэту и его душе, как обещание, как подтверждение его веры в возрождение, влетает в амбразуру веселая трясогузка. Маленькая птичка из мирного мира, яркий контраст горьким жестокостям происходящего.