Врассказе фазиля искандера «тринадцатый подвиг геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в грузии. действие рассказа происходит во время войны. мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени адольф. главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с , смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение харлампий диогенович - учитель. к товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. он подмечает постоянное благополучие сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность алика комарова и угрюмость шурика авдеенко. но в классе у харлампия диогеновича нет любимчиков. смешным может оказаться каждый. и вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем. главный герой не справился с по . вместо того чтобы попросить у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока . когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил , то харлампий диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок . учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Настоящий мужчина, состоит из мужа и чина.. . Фабула данной предельно динамичной, краткой новеллы получила особенную известность. Ранний, смешливый, юмористический Чехов, по сути, не так уж прост. Наивный с виду рассказ имеет внутренние секреты, ходы и сдвиги. “Маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Тяжело переживает это событие герой: он “посягнул” на “святыню” чиновничьей иерархии. Рассказ построен на любимом у раннего Чехова принципе резкой утрировки. Чехов виртуозно сочетает стиль “строгого реализма” с повышенной условностью. Генерал во всем рассказе ведет себя в высшей степени “нормально”, реалистически в узком смысле слова. Ведет себя именно так, как и повел бы себя действительный человек его склада в подобном эпизоде. Он сначала раздражен: вытирает платочком лысину. Потом он успокаивается, удовлетворен, так как неудобство миновало и перед ним извинились. Он еще более удовлетворен, но уже как-то настороженно: перед ним усиленно извиняются, слишком усиленно. И естествен ответ генерала: “Ах, полноте.. . Я уж забыл, а вы все о том же! ” Затем он, как и следует, начинает входить в раж из-за глупости, чрезмерной трусости и, наконец, назойливости чиновника. На этом фоне условность и утрированность характера, поведения чихнувшего видны особенно резко. Чиновник чем далее, тем более по-идиотски ведет себя; он еще и “помирает” от всего этого. Вот как описана смерть Червякова: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван, и.. . помер”. Уже и во всей второй половине рассказа его поведение переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим “помер” он выводит рассказ (новеллу) за рамки бытового реализма, между “...чихнул... ” и “...помер” внутренняя дистанция чересчур велика. Здесь — прямая условность, насмешка, казус. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово “смерть” не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так, смешное у Чехова переходит в обличительное. Идея абсолютной власти над людьми обыденных мелочей чужда и даже враждебна писателю. Повышенное, болезненное внимание человека к мелочам повседневности — это следствие незаполненности его духовной жизни. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорил он.
Теме дружбы посвящена история, рассказанная Львом Николаевичем Толстым о двух товарищах. Не напрасно народная мудрая пословица гласит, что настоящий преданный друг проверяется и познается именно тогда, когда приходит беда. И действительно – это так. Легко дружить, когда все хорошо, и дружба заключается только в совместном досуге, отдыхе и развлечениях. Находится немало приятелей и знакомых, готовых разделить с тобой радость, веселье, погулять и поразвлекаться. И хорошей проверкой дружбы на прочность являются вот такие моменты опасности или неприятности. Только те, кто не бросил товарища в минуту, когда у него начались неприятности, остался рядом, если друг болеет, остался без работы и деньги, и могут называться настоящими друзьями.