Жилин и Костылин попадают в плен к татарам. Оба они офицеры служащие на Кавказе. С самого начала Костылин показывает себя как трусливую личность, бросая в трудную минуту товарища, беспокоясь только о себе. Он полный, высокий мужчина, ленивый и трусливый.
Жилин же напротив маленький, худенький, добрый, трудолюбивый и целеустремлённый. Огромная тяга к жизни и свободе подвигает его на попытки бегства. Он роет туннель, осматривает территорию, определяя в какую сторону нужно бежать.
Когда татары заставляют их писать письма домой с о выкупе, Костылин пишет, не задумываясь, и просит выслать пять тысяч рублей. Пишет он их не однократно. Жилин же, в первую очередь торгуется, сообщает, что больше пятиста рублей не даст. Это очень смелый поступок. За что татар, являющийся его хозяином, хвалит его, называя " джигитом" и соглашается на эти условия. Он заботится о своей матери, знает ей достать этих денег негде. Отправляет письмо на другой адрес, лишь бы выиграть время. Сам готовится к побегу.
Пока они находятся в плену Жилин не может сидеть без дела, лепит кукол, для татарской девочке, с которой он подружился. Занимается ремонтом часов, корзиночки плетёт. Костылин же всё лежит, скучает, пишет письма и охает.
Первая попытка бегства не удалась. Благодаря Костылину, который был невынослив и слаб. И тут товарищ его не бросил, а потащил на себе, несмотря на то, что он был меньше. Не оставил товарища в беде, как поступил тот ранее. Они не смогли далеко уйти, их поймали и вернули хозяину. Бросили уже в яму, из которой не вылезти.
И тут ему , та самая татарская девочка, с которой он подружился. Она его подкармливает. Сообщает что их должны убить. Опускает в яму палку по которой он выбирается. Костылин же бежать в этот раз не захотел. Сказав, что не сможет и остался ждать выкупа. Прощаясь со своим любимцем, девочка дала ему в дорогу хлеба и не смогла сдержать слёз.
Благодаря своим положительным качествам, целеустремлённости и выносливости Жилин добрался до своей крепости. Оставалось совсем немного, когда его заметили татары и кинулись за ним. Превозмогая боль и усталость, со всех сил бросился бежать и кричать офицерам, которые были возле крепости. Так как солдат было больше чем татар, они развернулись.
А Костылина, ещё через месяц выкупили еле живого.
Казалось бы два офицера, а какие разные у них характеры и судьбы...
Объяснение:
Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными. В бесконечных буднях и горе – праздник и пожар – забава; на пустом лице и царапина – украшение…
В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед.
Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.
Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил, – да и по сей день живет, – простой русский человек.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
Это ему в наказанье дано: Злого бы приказу не слушался, За чужую совесть не прятался!..
Бедные – не страшны, не опасны, в этом меня незаметно убедило жалостное отношение к ним бабушки и презрительное – со стороны деда.
Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми
Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками.
Объяснение: