В своей поэме "Княгиня Трубецкая" Николай Алексеевич Некрасов рассказывает читателю, как княгиня Трубецкая - молодая жена декабриста едет за ним в сибирскую ссылку.
Прощаясь с отцом, которого она уже вряд ли увидит, княгиня говорит о долге, который зовет ее поступить именно так:
О, видит бог!... Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет... Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!
Княгиня Трубецкая любит своего мужа и считает, что разделить его судьбу - ее долг. Она оставляет Петербург, со всей его роскошью и светской жизнью - балами, театрами, развлечениями. Она едет в дикий, необжитый край. Княгиня прекрасно понимает, что едет навстречу тяжелой, полной лишений жизни, зато с любимым мужем. В этом проявляется ее мужество. Поэтому я считаю поступок княгини Трубецкой настоящим подвигом: она знала, что ее ждет - и все-таки она поехала.
Рассказ во многом перекликается с другой новеллой Эдгара По, написанной в то же время, — «Сердце-обличитель». Здесь также рассказ ведётся от первого лица, и он также наводит на мысли о помешательстве рассказчика. Но в отличие от героя «Сердца-обличителя», с маниакальной настойчивостью твердящего о своем ясном рассудке, герой этого рассказа признаёт, что «было бы сумасшествием ожидать, что его истории кто-то поверит», и порой он не верит своим собственным воспоминаниям.
В одной из самых мрачных своих историй Эдгар По показывает ужасное действие алкоголя на человека. Распад личности рассказчика, его превращение из добрейшего обожателя животных в изувера и убийцу — всё это, по его собственному признанию, следствия алкоголизма — его «болезни» и «демона». Чёрный кот символизирует дурное предзнаменование, в начале истории рассказчик вспоминает слова своей жены, что «все чёрные коты это оборотившиеся ведьмы». Первого кота зовут Плутон — по имени римского бога подземного мира.