В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине. Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него был добрейшей души отец – рассудительный, спокойный, умный. Мать любила читать, пробовала заниматься литературным творчеством. Впоследствии Константин Николаевич признавался, что именно она открыла для него прекрасный мир словесности, музыки, языкознания, истории. Огромную роль в развитии будущего стихотворца сыграла великолепная природа Владимирской губернии. Неподалеку от родительского дома располагался парк, где обожал гулять маленький Бальмонт. Позднее среди своих лучших учителей в поэзии он называл усадьбу и тенистый сад, ручейки и маленькие болотные озера, бабочек и птиц, шелест листьев, зори. Неудивительно, что сборник «Фейные сказки» получился бесконечно обаятельным.
Книга включает в себя «Посвящение» и три части: «Фея», «Детские песенки» и «Былинки». В первом разделе читатели видят фейную страну глазами фантастических персонажей, во втором демонстрируется авторское восприятие идеального мира, в третьем сравниваются точки зрения ребенка и взрослого человека. Стихотворение «Бабочка» входит в цикл «Былинки». В нем даются воспоминания лирического героя. Он рассказывает о случае, который произошел с ним в пятилетнем возрасте. Казалось бы, совершенно незначительный эпизод – бабочка залетела в старинную усадьбу. Мальчик вернул ей свободу, выпустив в «сад пустынный». Это событие многие взрослые люди назвали бы вполне рядовым. У детей взгляд на реальность сильно отличается. Ребенок вырос, но давнее бабочки до сих пор осталось в его памяти. Более того – лирический герой считает освобождение насекомого едва ли не самым главным добрым делом в своей жизни.
В сборнике «Фейные сказки» Бальмонт представил на суд публики символическую модель идеального мира. Эта тема волновала многих зарубежных и русских писателей рубежа девятнадцатого — двадцатого столетия. Кроме того, поэт предложил новую трактовку образа Вечной Женственности, так популярного среди символистов. В его книге действует Фея – светлое женское начало. «Фейные сказки» – выдающееся произведение русской литературы Серебряного века. В сборнике синтезированы особенности различных культур, что выводит его за пределы лирики только для детей.
Стихотворение Александра Андреевича Прокофьева «Алёнушка» посвящено родной природе и Родине. Оно было написано, вероятно, под впечатлением от одноимённой картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (озеро, изображённое на картине), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (неподвижность воды в озере). Однако его нельзя назвать словесным пересказом картины, так как поэт будто дорисовывает её. Он пишет о том, чего на картине нет, например, о венке на голове у Алёнушки. Александр Прокофьев в своём стихотворении выразил впечатление от картины Васнецова и передал в нём любовь к родной земле. Для него Родина – Алёнушка, девушка красоты простой и милой.
.В стихотворении Кедрина больше прилагательных, например: тихая царевна-Несмеяна, у глухой околицы, омута лесного. Здесь автор использует такие художественные средства, как эпитеты , метафоры и олицетворение. Например, «у глухой околицы в лесу» – эпитет, «тихая царевна – Несмеяна» - олицетворение», «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья» - метафоры.В стихотворении Прокофьева присутствует цветопись и звукопись. Например: «золотые обручи», «зелёной ряске», «венок красен от гвоздик и лилий бел» - цветопись; «кукушка на сосне кукует» - звукопись. У Кедрина же такого нет.Итак, эти два стихотворения написаны на одну и ту же тему, но при этом они очень не похожи. Ведь все люди разные, и каждый поэт по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя, использует различные художественные средства, характерные только для него.