Ученик московской школы Владимир (Волька) Костыльков во время купания находит кувшин с заточенным туда джинном. Волька вызволяет джинна и начинает его воспитывать. Джинн старается угодить Вольке, но ему это не удается. Вольке, как пионеру Советской страны не нужны богатства, власть над людьми и прочие блага, которые джинн считает необходимыми. Джинн " " Вольке сдавать экзамен по географии, в результате мальчик экзамен не сдает. Вместе с приятелем Вольки Женей джинн совершает путешествие на ковре-самолете, ходит на футбол и в цирк. Во время приключений джинн Хоттабыч становится все более и более при к окружающим условиям жизни. Постепенно он начинает учиться грамоте и устраивается на работу в цирке.
Глава 1 содержит биографию Петра Гринева. Он родился в большой семье военного. Хотя в семье было 9 детей, Петр остался единственным ребенком, потому что остальные умерли в младенчестве. Гринева воспитывал дяденька Савельич. Он учил его грамоте и о достоинствах хороших лошадей. У него был и учитель французского языка, Бопре, но тот пил и не занимался с Петром. Отец отправил Петра на службу в Оренбург, когда ему было 17 лет в Оренбург.
В Симбирске проиграл деньги у Зурина на бильярде.
Глава 2 описывает поездку в Оренбург. По пути Гринева и Савельича застала метель. Им странный человек. В кибитке Гриневу приснился сон, в котором он видел себя в своем доме. Его мать говорит ему что отец болеет. Он входит в его комнату, но там лежал не его отец, но какой-то мужик с черной бородой. Он вдруг вскакивает и размахивает топором и вокруг лежат мертвые тела. Савельич пробудил Гринева и сон окончился. Вожатому, который им в метели, Гринев подарил заячий тулипчик. Приезжают в Оренбург и Гринева отправили на службу в Белогорскую крепость, далеко от города.
Большинство народных песен принадлежит временам. Они определяют климат страны, сообщают, из кого состоял народ: из землепашцев, из ковбоев или пастухов. Народная песня отражает ритм, акценты, быстроту речи каждого отдельного народа. Язык народа переходит в его музыку. Речевые акценты постепенно переходят в музыку большого классического искусства – в оперную и симфоническую. Все это придает музыке Чайковского русский характер, музыке Верди – итальянский, Гершвина – американский. Профессиональное национальное музыкальное искусство исходит из народной музыки, которая в свою очередь исходит из народной манеры речи.Фольклор выражает наиболее стабильные черты психологии, мироощущения народной души. Его традиционализм почти абсолютен. В большинстве фольклорных жанров на первый план выдвигались коллективные мысли и чувства, а личное затушевывалось.Принято считать, что народное творчество анонимно. Это не так. У всякого произведения всегда есть свой автор, однако отбор этого безымянного народного творчества был коллективным, знак качества этим произведениям ставился веками. Безымянные авторы не ставили своей целью получение авторских прав. Они сами были частью народа. Однако история знает периоды, когда народный композитор выходил на авансцену. Таковы средневековые трубадуры, труверы, миннезингеры, авторы и исполнители рыцарской лирики, посвящавшие свои песни «прекрасной даме». Трубадуры, хотя и принадлежали к высшей знати, были по сути истинными народными певцами, представляя светскую традицию народного творчества. Сами мелодии песен трубадуров близки по характеру народным «внеавторским» песням.Авторское народное творчество было издревле известно и в России. Еще в Киевской Руси широкое распространение получили странствующие скоморохи, исполнявшие под аккомпанемент гуслей, рожков, волынок, гудков разножанровые песни и танцы. Выступая на улицах и площадях, скоморохи непосредственно общались со зрителями, были главными участниками народных гуляний и обрядово-ритуальных зрелищных действ.Авторское народное творчество – явление пограничное между фольклором и профессиональным музыкальным творчеством. Оно присуще всем без исключения развитым национальным музыкальным культурам вплоть до наших времен, но широкое распространение получает лишь в определенные исторические этапы развития общества. Например, жанр авторской песни был необычайно популярен в России 80-х годов.Авторская песня, авторский фольклор существенно отличается от «внеличностного», традиционного фольклора. Авторскую песню прежде всего отличают ясно слышимая индивидуальная, очень личная авторская интонация, выразительная детализация, неповторимая исполнительская манера.