У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину - "опыт - сын ошибок трудных...". Гораздо важнее - сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в "капитанской дочке" беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё "грядущее иль пусто, иль темно". И.С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже свой путь - путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "война и мир" убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким - вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам опять - таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова "судьба человека" мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова "обелиск", "дожить до рассвета" - там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе... Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.
Вот одного молодого человека отец-мать женили. Вот они и живут в любви и согласии. Муж удивляется: все молодые бабы, кто шьет, кто прядет, а его жена - ничего, все на печке лежит-полеживает. Кой-когда она пряла и напряла два клубочка по куриной головке и повесила на стенку. Муж говорит:
- Баба, люди снуют, ткут холсты. Почему ты не прядешь?
Она:
- Да нынче праздник.
- Какой?
- Саввы.
два дня. Муж спрашивает:
- Баба, да почему ты не прядешь?
- Да нынче праздник.
- Какой?
- Варвары.
еще два дня. Он опять:
- Баба, да почему ты не прядешь?
- Да нынче Саввин отец. Вот еще пять дней. Он опять ее понужает:
- О, да ныне Варварина мать. Он говорит:
- Ну, баба, а если я умру? Чем ты меня покроешь? Ни в гроб постлать, ни накрыть - ничего нет.
- Ну, чем-нибудь накрою.
два дня. Муж говорит:
- Никуда я не годен. Лег на печи, лежит, а потом взял да умер. Позвала она старуху. Обмыли. Положили под святыми. Она и думает:
= Чем накрыть-то? Холстины-то нету. Она сняла эти клубочки. Привязала за большой палец на ноге и давай мотать. За уши и за пальцы, за уши и за пальцы, за уши и за пальцы. Обмотала всего. Стоит и приговаривает:
- Милый мой дружечка. На кого же ты похож-то?
А старуха стоит рядом, молится:
- Да ну лишь ты не видишь? На балалайку. Она постояла-постояла, вспомнила, у свекра был бредень, старый, худой. Она оторвала, отрезала, да накрыла его бреднем-то. Стоит да голосит над ним:
- Милый мой дружечка. Да куда ты собрался, в какую дальнюю дороженьку? Он как вскочит:
- Да ты не видишь, рыбу ловить! Схватил ее за волостное правление, да на земский суд (за волосы, да об землю). Был ей бой, а пинки само собой. С тех пор баба стала прясть, как люди прядут. Его спрашивают:
- Жена-то прядет?
- Прядет. Уж холсты ткет.
- Как же ты ее вылечил?
Он говорит:
- Старую пословицу напомнил. Молодую капусту поливать - не испортишь.
Да какая баба стала: теперь она умеет и прясть, и ткать, и початки мотать.
Так они век прожили: нагие не ходили. Померли - холсты те остались, племяннице достались.
На этом сказка кончается. Молодая капуста зарями поливается.