По наружности помещик Манилов - «человек видный». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Душевная пустота Манилова выражена, прежде всего, в праздной мечтательности и слащавой сентиментальности. Манилов любит помечтать, но мечты его беспредметны, неосуществимы. Между его мечтой и действительностью - полный разлад. Он мечтает, например, о сооружении через пруд каменного моста с лавками «по обеим сторонам», об устройстве подземного хода, о постройке дома с таким высоким бельведером, чтобы оттуда можно было видеть Москву. Никакого практического смысла в этих мечтаниях нет.
Время Манилова ничем не заполнено. Он любит сидеть в своей «приятной комнатке», предаваться размышлениям и от нечего делать расставлять «красивыми рядками» горки выбитой из трубки золы. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».
В обращении с людьми Манилов до приторности учтив и обходителен. Разговаривая с Чичиковым, он пересыпает свою речь «приятными» словами и комплиментами, но не в состоянии высказать ни одной живой и интересной мысли. «От него не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета».
Ко всем людям он относится с одинаковым благодушием и в любом человеке склонен видеть только хорошее. Когда в разговоре с Чичиковым речь касается губернских чиновников, Манилов каждому из них дает самую лестную оценку: губернатор у него «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор - «милый», полицмейстер - «очень приятный» и т. д. Доброта, мягкость, доверчивое отношение к людям - эти сами по себе неплохие качества характера у Манилова являются отрицательными, так как они не связаны с критическим отношением к окружающему.
Он далек от практической деятельности и хозяйственных дел: его дом стоит на юру, открыт всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня бедна.
Хозяйство у этого помещика «шло как-то само собой», на поля он никогда не ездил, не знал даже, сколько у него мужиков и сколько из них умерло. Поручив хозяйство приказчику, он полностью устранился от решения каких бы то ни было хозяйственных вопросов. Его соображению никак не доступно, для чего потребовались Чичикову умершие
крестьяне, зато с большим удовольствием он мечтает пожить с Чичиковым «на берегу какой-нибудь реки».
Таким внешне приятным, но нравственно опустошенным изображен Манилов. Образ Манилова стал нарицательным. Пустая, не связанная с реальной жизнью мечтательность, одинаковое ко всем людям благодушие, независимо от их качеств, до сих пор носят название маниловщины.
Александр Васильевич прожил долгую жизнь. Он родился в 1730 году в Москве и умер в 1800 году в Петербурге. Юношей он начал военную службу и не прерывал ее до самой своей смерти. Он участвовал во многих походах и войнах и всегда побеждал. Он провел шестьдесят три сражения и не знал ни одного поражения. Участие в походе на Берлин, взятие Туртукая, штурм Очакова, разгром врага при Рымнике, штурм Измаила, взятие Праги - предместья Варшавы, победа при Треббии и, наконец, героический переход через Альпы — вот далеко неполный перечень его доблестных дел.
„Воюют не числом, а умением"—говаривал Суворов. Сам он воевал именно так и нередко побеждал сильнейшего противника. В чем же была сила Суворова? В том, что он никогда не переставал учиться, совершенствовать свое воинское мастерство.
Почти беспрерывно находясь в походах, он никогда не расставался с книгами. Он учился и в мирное время, и в боевых условиях, настойчиво учился сам, и обучал своих солдат и офицеров. Он говорил так: „Война самый строгий учитель, и она ставит хорошие оценки только усердным и умелым".
Суворов прекрасно изучил не только военное дело. Он был сведущ в истории, географии, математике и философии. Он с детства говорил по-немецки и по-французски. Позже он выучился польскому, шведскому, финскому, турецкому и итальянскому языкам.
„Тяжело в учении — в походе легко, легко в учении — тяжело в походе",—так поучал великий полководец. Зато воспитанные им солдаты, умелые, дисциплинированные, сознательные, бравые „чудо-богатыри", как называл их Суворов, не боялись трудностей войны.
Суворов умел воспитывать закаленных, выносливых солдат потому, что прежде всего он сам воспитал, закалил себя. Маленький Суворов рос хилым, болезненным ребенком, и его отец, мечтавший о сыне-офицере, с огорчением решил определить Александра в будущем на гражданскую службу. Но мальчик не хотел примириться с этим. Он решил стать военным.
К военному делу он приохотился совсем еще небольшим мальчиком. Игры он затевал военные, любимые игрушки у него были военные. Он забирался к отцу в библиотеку и читал все, что находил о войне. Из книг Александр узнал, как жили и сражались знаменитые полководцы.
Часами один в библиотеке просиживал он, вновь и вновь перечитывая прочитанное. Мальчик жил жизнью полководцев: он вместе с Ганнибалом переходил Альпы или сражался в легионах Цезаря против галлов, или превращался в Александра Македонского.
Иногда, здесь в библиотеке, маленький Суворов разыгрывал разные знаменитые сражения, о которых он читал. Он сам командовал, сам действовал, как будто перед ним находились его соратники и армии.
Костылин в плену целыми днями сидел в сарае и ждал, когда привезут за него выкуп. У Костылина на было выдержки и мужества, он раскис и пал духом. Надеялся Костылин не на себя, а на из дома. Из-за того, что он всё время лежал в сарае и ослаб, из-за этого сорвался их первый побег. Во второй раз Костылин отказался бежать и Жилин совершил побег один ему в этом хозяйская дочь Дина.