Воплощение доброты
Герасим в рассказе – воплощение доброты. Несмотря на свою суровую внешность, это чисты и светлый человек. Судьба наделила его множеством страданий. От рождения Герасим глухонемой. Но это не сделало его озлобленным или жестоким. Герасим очень тонко чувствует и воспринимает мир. Он умеет по-настоящему любить, испытывает по-настоящему добрые чувства. Только добрый человек мог так привязаться к собаке, как Герасим привязался к Муму.
Воплощение жестокости
Барыня обладала жестоким и вспыльчивым нравом. Она – воплощение жестокости в этом рассказе. Все ее прихоти должны были немедленно выполняться. иначе тут же следовало жестокое и суровое наказание. От ее расположения духа зависела жизнь всего двора. Подчиненные знали, что если барыня находится в хорошем расположении духа, то скоро грядет настоящая буря и пик жестокости. Именно так и получилось с Муму. Когда барыня увидела собаку впервые – она была в приподнятом расположении духа. Но то, что случилось потом, заставляет читателя плакать. Ей наплевать на чувства других людей, ее не беспокоит, что она чужими руками лишает жизни живое существо, а жизнь преданного ей человека превращает в настоящий кошмар.
Борьба доброты и жестокости
Несмотря на то, что Герасим не может противостоять барыне на деле, внутренний протест не дает ему вернуться в дом, где царит жестокое отношение к живым существам. Примеры борьбы доброты и жестокости читатель может увидеть на примере решения Герасима. Его душа добрая и честная. Но он приходит к решению утопить Муму самостоятельно, чтобы ее от жестокости, чтобы кто-нибудь не смог убить ее более страшным образом. Так и в жизни доброта и жестокость находятся рядом. В современном мире много жестокости, но много и добра. Каждый сам выбирает, каким человеком ему быть, но если добра в мире будет больше – жизнь станет лучше.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.
Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.
В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.
Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.
Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя».
Отрывок из русской былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" :
"Как в одно утро ранее постучали к Илюшеньке калики-перехожие. Говорят: "Напои ты нас добрый молодец водой студеной, жажда мучает!" Отвечает им Илюшенька: "Стыдно старые за водой посылать безногого!" Тут напрягся Илюшенька и пошел по сырой земле-матушке. Лишь принес он воды студеной страничкам как они молвили: "А ты испей водицы студеной!" Выпил Илья водицы колодезной. Тут случилось чудо чудное. И почувствовал Илья в себе силу богатырскую.
А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные".