Гоголь иллюстрирует в своем произведении «мертвые души» не только быт и жизненный уклад той эпохи, но и все человеческие пороки. для этого автор создает образы помещиков провинциального городка, которые встречаются главному герою павлу чичикову на протяжении всей поэмы. первым герой встречает помещика манилова. это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. но это впечатление обманчиво: на самом же деле манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире. коллежская секретарша коробочка другая, можно сказать, она противоположность манилова. героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность. коробочка - трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы уж ограничены. кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….». среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: собакевич и ноздрев. первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. он напоминает чичикову «средней величины медведя». второй - просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.
Дной из главных особенностей творчества н. в. гоголя является юмор. луначарский назвал гоголя «царем смеха». отвергая «беспутный» смех, «от бездельной пустоты праздного времени», гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку». смех — великое орудие воспитания человека. гоголь поэтому считал, что смеяться должно не над «кривым носом человека», а над его «кривою душою». смех в поэме «мертвые души» — беспощадное орудие зла. такой смех, обладавший огромным нравственным потенциалом, гоголь называл «восторженным». сам гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». белинский писал, что комизм гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». вот почему произведения гоголя — это «сначала смешно, потом грустно». в «мертвых душах» смешное по своему характеру трагично, то есть как в жизни: серьезное слилось со смешным, трагическое с комическим, ничтожное с пошлым, великое и прекрасное с обыденным. это переплетение отразилось в определении гоголем жанра произведения и его названия: с одной стороны, это поэма, то есть возвышенное восприятие и изображение жизни, с другой стороны — название произведения на уровне фарса, пародии. все персонажи в двух измерениях: сначала мы видим их такими, какими они кажутся самим себе, а потом мы их же видим такими, какими видит их писатель. характеристика каждого персонажа обязательно дается через определенный круг вещей: манилов неотделим от беседки с голубыми колоннами и надписью «храм уединенного размышления»; коробочка обязательно в окружении множества маленьких пестрядевых мешочков с монетами; ноздрев с постоянно сбивающейся с одной музыки на другую шарманкой, которую невозможно остановить; собакевич, напоминающий средней величины медведя в окружении громоздкой мебели, имеющей странное сходство с ним; чичиков, обладатель тысячи крестьян, в рваном халате и странном колпаке на голове. поэма начинается с характеристики брички, в которой приехал чичиков, и читателю уже кое-что становится известно об этом герое. гоголь придавал большое значение всем этим мелочам быта, считая, что в них отражается характер человека.