Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи. Рабское беспрекословное подчинение было у него в крови. Однако и совсем смириться с потерей собаки он не мог поэтому ушел в деревню где и жил бобылем.
Он только в самом конце понял, насколько зависимым делает его привязанность. Барыня постепенно отбирала все, что было дорого Герасиму. Она отняла у него любимую деревню, а ведь он - крестьянин, настоящий крестьянин. Не оставила ему привычную и любимую работу; любимую Татьяну, выдала замуж за пьяницу Капитона.
Поэтому не мог он оставить Муму и бояться, что ее снова выкрадут, увезут далеко, не мог Герасим отдать врагам на муки любимое существо. Вот почему Герасим утопил Муму. Он находился в капкане своей любви, пока у него была в душе теплая привязанность к Муму
1. толпЫ зевак
2. за кОшачье приняться ремесло
3. выпроси уж Избу
4. музЫки гром
По мнению некоторых ученых, такая постановка ударения соответствует орфоэпическим нормам того времени, когда написаны произведения.
2) Внизу огни дозорные // Лишь на мосту горят, // И колокольни черные, Как сто́рожи, стоят. (М.Лермонтов)
Был дан мне ключ заветный, И я его берёг. Он ржа́вел незаметно
. (З.Гиппиус)
... ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни мира́жей, ни слез, ни улыбок... (И.Анненский)
Такие отклонения от современных норм ударения объясняются ритмикой стиха, а также приближением поэтической речи к устравшей или книжной.
Андрей Соколов
Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно — снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка. Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофёром рассказчик переплывает реку на какой-то полуразвалившейся лодке. Шофёр подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис, сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.
Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить — но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды, выпивки и курева — как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался. Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофёра — из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофёром, только на грузовой машине. Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.
бСоколов ответил, что не торопится, а перекурить охота. В одиночестве курить скучно. Увидев разложенные для просушки сигареты, он угостил рассказчика собственным табаком.
Закурили они, разговорились. Рассказчику неловко было из-за мелкого обмана, поэтому он больше слушал, а говорил Соколов.