Василиса ПрекрасноМудрая Она казалась мне тростинкой гибкою, В глазах – по солнышку, в глазах – по омуту, И губы алые цвели улыбкою, И рассыпался смех подобно золоту. А брови-ласточки крылами ломкими Чернее ночи жгли, взлетали радугой, И любовался я чертами тонкими, И запах пил с волос малины-ягоды. В ее глазищах свет играл зарницами, Слетались бабочки на руку белую, Румянец щеки грел, а под ресницами Лежали сумерки черникой спелою. И стерегла ее дружина верная В светлице-горнице за дверью прочною. Кружили голову мне ночи вербные Когда болел ее красой восточною. Я рядом с нею был, что волк на привязи, И сердце соколом в силках запуталось – Сказал по честному: Держитесь, витязи! Добром пустите к ней, чтоб не аукнулось! А не послушались – рванулись сворою, Да я не слаб в бою, за лебедь белую Вершил над братией расправу скорую – Я ж за любовь свою что хочешь сделаю! Кольчуги лопались, шеломы трескались, Катились головы в траву звенящую, Поженихались мы, да поневестились – Как свадьбу справили ненастоящую. Досталось трапезы седому ворону, Да что ж грустна она и опечалена – Стоит вся бледная и смотрит в сторону – Прости, любимая, я же нечаянно! Сказала – молвила: За безобразия, Что сотворил ты здесь, не жди прощения, На свадьбу батюшка не даст согласия, А счастью надобно благословение! Ведь я, Премудрая, ведь я, Прекрасная Пошла бы с радостью да за Царевича… Но к непутевому любовь напрасная – В моих глазах ты, Вань, дурак теперича…
В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, - ленивый барин, не при к жизни, не имеющий целей и интересов.
Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только «отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича. Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет.Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего. Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь - сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же непри к жизни, какая существует у Ильи Ильича. Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, «живая, проворная баба». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется бес Захара. Точно так Ольга Ильинская своей живостью оттеняла худшие черты Обломова. Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его Она сглаживает конфликты между барином и слугой.Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова. Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара. С одной стороны, Захар безгранично предан барину, а с другой, - под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову,. Этот герой не понять чувства барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно. Своей грубостью, приземленностью Захар разрушает в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы и семейного счастья. Краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что «тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей. Именно Захар препятствует попыткам барина выйти из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!» Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность