Произведение учит тому, что надо смириться с судьбой, не пытаться её изменить. Потому-что это судьба как ни крути, она не изменится. С другой стороны, не надо слушать незнакомцев. Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден. Произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.
Маленькая короткая сказка-аллегория Attalea princeps Гаршина несет в себе особый смысл, совершенно не связанный с тихим миром растений. На первый взгляд мы можем извлечь из нее такие мудрости, как "верить в свои силы", "не сдаваться", "игнорировать негативное мнение общества", "уметь поддерживать тех, в кого веришь до конца", "достигать цель". А так же и другие ощущения: "мечты и реальность не всегда совпадают", "когда ты что-то хочешь представь что это у тебя есть и еще раз подумай надо ли тебе это", "очень тяжело быть не понятым окружающими и не иметь поддержки". Некоторые современники автора видели в этой истории скептическое отношение Гаршина к революционной борьбе. На этом основании Салтыков-Щедрин не принял «Attalea princeps» в «Отечественные записки», хотя это и не верно в полном смысле. Правильнее бы было выразить это так: "Цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо"
Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден. Произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.