На вопрос "Всякий ли человек имеет право на сочувствие?" ответить односложно нельзя. Два героя повести В.Г.Распутина Настена и её муж Андрей Гуськов оба имеют право на сочувствие. Но как можно сочувствовать дезертиру Андрею, который вместо того, чтобы ехать после госпиталя (где его лечили после ранения) на фронт, сбегает домой, чтобы повидать свою жену Настену. Тем самым он превращает в ад не только свою жизнь, но и жизнь своей жены. А Настена его оправдывает: "И может смерть оттянул, чтоб только побыть с ней? Так как же теперь от него отказаться?". И в то же время понимает, что ее муж теперь вне закона. Да и сам он начинает понимать, что он преступник, да и жене жизнь испортил. "Зачем тебе еще и заодно со мной быть преступницей?"- спрашивает он жену, так как не видит выхода из создавшейся ситуации. . И жалко Настену, которая бросается в Ангару. Погибает с ней и не родившийся ребенок. Именно она и вызывает сочувствие.
В его отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого кобеля» , кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.
Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы» . Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.
Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым» . Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.