Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об этом произведении акад. Д.С.Лихачев писал: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси». (Повесть временных лет-М.,Л.,1950г ч.).
Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности , Древнейший Киевской свод. Результаты своего исследования А.А.Шахматов изложил в работе «Разыскания о древнейших летописных сводах» (СПб. 1908), «Повесть временных лет» (т.1 Пг.1916 г.)
Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70-х гг. XI в. летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь, выдающимися деятелями которого были его основатели - Антоний, Феодосий и Никон Великий. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий. В конце XI в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.
Начальный свод стал основой «Повести временных лет». Первая редакция была составлена Нестором в 1113 году., вторая - Сильвестром в 1116 году., третья неизвестным автором в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова об истории возникновения летописания сделаны акад. Лихачевым в кн. ”Русские летописи и их культурно-историческое значение” (М.,Л.,1947г) и в исследовании акад. Рыбакова Б.А. «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись» (М.,1963г).
В ”Повести временных лет” отразился интерес русского народа к историческому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно-тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О.Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого».(В.О.Ключевский. Курс русской истории. М., 1911г.т.).
Однажды гуляя по пляжу я заметил рака и сильно испугался. Он был большим красным и усатым созданием. Когда я от испуга отскочил назад рак тоже почувствовал страх. Мне стало интересно: как страшный рак может чего-то бояться? В общем я решил понаблюдать за ним спрятавшись за камнем. Рак подошёл к берегу и тут его на лету ворона в клюв свой хватает. А сама ворона уселась на худеньком и голом дереве. Обычно вороны каркают, но эта ворона молчала, потому что знала, что если она закаркает, то и обед упустит. Вот ведь умная ворона.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» касается самых сокровенных тайн души поэта и многих из читателей. Громаднейшая, ничем не истребимая болезнь-тоска, болезнь-грусть овладела, еще достаточно молодым физически, но мудрым и зрелым психически, поэтом. Как во сне поэт просматривает самые запоминающиеся, красочные кадры из жизни («Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») и не узнает себя «настоящего» в себе те дни, когда он, окрыленный чувствами, парящий над жизненными черно-белыми картинами, упивался своей «утраченной свежестью», был охвачен «духом бродяжим». Сейчас поэт оценивает свои поступки свысока, холодно, считая их наивными
Свою человеческую сущность Есенин «перебрасывает» на природу, создавая образ увядающего дерева. Осенние, «увядания золотом охваченные» листья главного героя-клена облетят ближе к зиме со ствола человечества. Листья, как символ жизни человека, является лишь частью огромного дерева, представляющего собой всех живущих на Земле людей. Так, лист благословенен: он – часть этого живого мира, но настолько мал и, может даже, незначителен, что, отцветая и умирая, не оставляет больших изменений в многомиллионном потоке человеческих судеб. Наверно, об этом так переживает поэт: он сознает себя подчиненным законам жизни, как и все; она заставляет его еще острее чувствовать быстротечность и бренность существования в силу того, что Сергей Александрович – выдающийся талант. К сожалению, жизнь такова, что сжимает сердца талантов намного сильнее, чем обывателей.
Восхитительны метафоры, которые удалось подобрать Есенину («страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «льется с кленов листьев медь», «дух бродяжий расшевеливает», «жизнь приснилась»). Такие короткие сочетания привносят в произведение чистоту, наивность, святость, создают впечатление сказочности.
Повторы частиц «не» - отрицание минувшего, рефрены («ты все реже, реже», «все мы, все мы») создают певучесть произведению, чувство смирения перед такой силой, как время. Обращения («сердце, тронутое холодком», «дух бродяжий», «О моя утраченная свежесть//Буйство глаз и половодье чувств», «Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») пронизывают стихотворение, образуя некую сюжетную линии. Сначала автор обращается к себе всему, затем отдельно к сердцу, смелости и «жадности» юности, к пройденной жизни, в конце – ко всему человечеству и процессу смены поколений.
Такое романтической и грустное, «Не жалею, не зову, не плачу» напомнило мне о том вечном вопросе, который задавали, задают и будут задавать философы, писатели и поэты, люди вообще,– «Смысл бытия и наша роль в мире. Кто мы? Как жить, чтобы после не жалеть пролетевших годов?»
Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности , Древнейший Киевской свод. Результаты своего исследования А.А.Шахматов изложил в работе «Разыскания о древнейших летописных сводах» (СПб. 1908), «Повесть временных лет» (т.1 Пг.1916 г.)
Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70-х гг. XI в. летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь, выдающимися деятелями которого были его основатели - Антоний, Феодосий и Никон Великий. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий. В конце XI в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.
Начальный свод стал основой «Повести временных лет». Первая редакция была составлена Нестором в 1113 году., вторая - Сильвестром в 1116 году., третья неизвестным автором в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова об истории возникновения летописания сделаны акад. Лихачевым в кн. ”Русские летописи и их культурно-историческое значение” (М.,Л.,1947г) и в исследовании акад. Рыбакова Б.А. «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись» (М.,1963г).
В ”Повести временных лет” отразился интерес русского народа к историческому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно-тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О.Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого».(В.О.Ключевский. Курс русской истории. М., 1911г.т.).