С первых страниц пьесы «Гроза» мы оказываемся в мрачном, жестоком мире. Когда современный человек читает рассказы о купце Диком, наблюдает выход Кабановой, ему трудно поверить, что когда-то можно было жить в такой несвободе, в такой смертельной, удушающей атмосфере. «Темное царство» Дикой – злобный самодур, которому ничего не стоит обругать или ударить подчиненного. Кабанова мне кажется еще более отвратительным созданием. Пугать и унижать всех, до кого она может дотянуться, – смысл ее жизни. Домострой, требующий «почитать» родителей, делает из взрослого сына Кабановой безвольное существо, не против воли матери даже попытаться умирающую жену. Дочь Кабанихи, обладая более сильным характером, стала изворотливой и циничной. Племянник Дикого Борис не из Калинова, олицетворяющего «старые порядки», но и он не в состоянии вырваться из плена условностей, поступить не «как положено», а как велит душа. Вместо того, чтобы попытаться увезти любимую и начать новую жизнь, он едет по поручению дяди, отказавшись взять Катерину с собой. Чистая душа Катерины Катерина – единственное живое, не закосневшее существо среди этих лиц. Замужняя женщина, она влюбляется в Бориса. Смирная и послушная свекрови, молча страдающая и находящая утешение в Библии, Катерина не только не боится признаться в этом самой себе и Борису – она даже не скрывается от людей. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» На первый взгляд кажется, что причина этого бесстрашия – желание наказать себя за совершенный «грех». Но если вчитаться в отчаянные слова Катерины, мы увидим, что в глубине души она чувствует: настоящая любовь не может быть преступлением, и обыватели не имеют права судить ее. Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Со своей «грешной» любовью и стремлением к свободе она не может существовать в этом безрадостном мире. Достаточно натерпевшись от свекрови и понимая, что принятые порядки сделают из нее вечного изгоя, она выбирает смерть. Силы простить Поражает противоречивая фигура ее мужа Тихона. С одной стороны, его полная невозможность что-либо решить без матери вызывает отвращение. С другой стороны, впечатляет широта его души: Тихон совершенно не держит зла на неверную жену, любит ее и жалеет и даже сочувствует Борису. Времена изменились Очень хочется верить, что неразрешимый конфликт пьесы «Гроза» если и не исчез сейчас как явление, то сузился до масштабов конкретных семей, а за пределами семьи жертву тирана всегда поддержит общество.
«делікатна, дуже скромна і дуже спокійна з вигляду, - така спокійна, що успокоює навіть погляд на її портрет» . Автор повісті часто згадує очі Роксолани, а очі, звісно, - дзеркало душі. Вони були сині, часом випромінювали ласку, а іноді - в них мигтіла чаша чорної отруї». Прикрашало дівчину й волосся: воно було золотисте і сяяло так, що аж очі засліплювало. Сулейман запримітив, що личко в невільниці «біленьке як сніг з таким відтінком, як у першого пуп’янка рози, а таке лагідне, як у його матері, що все боїться за нього».
Включение -архитектурного объекта в список всемирного наследия вполнезакономерно, поскольку он давно уже служит своего рода символом не толькомосквы, но и всей россии. кремля тесно связана с москвы, да и не только москвы но и государства в целом. какутверждает древнейший памятник летописания руси ипатьевская летопись (xv в 1147 г. суздальский князь юрий долгорукий пригласил на совет в небольшой городокмоскву новгород-северского князя святослава ольговича. «приди ко мне,брате, в москов»,-обращался юрий к святославу. это было первое летописноеупоминание о москве. однако это не значит, что 1147 г. следует считать годооснованиямосквы. труды советских ученых доказывают, что место, на котором находитсямосква, была населено примерно 5 тыс. лет назад. как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. хотя можно предположить, что был заключен военныйсоюз, в результате которого юрий долгорукий в целях защиты западных границ суздальского княжества построил города-крепости: юрьев-польский(1152), дмитров (1154) и москву (1156). в данном случае речь идет не об основаниимосквы, а о сооружении крепостных укреплений — деревянных стен, положившихначало строительству кремля. правда, выстроенная долгоруким цитадель небыла первым фортификационным сооружением на территории современного кремля. археологи доказали, что в начале xii в. здесь существовала небольшая крепость, возможно, замок местного феодала. итак, в 1156 г. на боровицком холмевозводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревяннойстеной, достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237/38 гг , когда полчища хана батыя разграбилии сожгли москву, а вместе с ней и кремль. за последующие два с лишним столетиямного испытаний выпало на долю москвы и ее цитадели. княжеские междуусобицы,иноземные нашествия, бесчисленные , казалось , должны были погубить город. но москва выстояла, более того, она стала центром,объединившем людей в борьбе за независимость. вместе с городом растет и крепнет кремль. в 1339-1340 гг. при иване калите возводятся мощные оборонительныеукрепления, а за ними хоромы великого князя, митрополичьи палаты,белокаменные соборы. москва становится политическим и духовным центром русь, а кремль — резиденцией великих князей и митрополитов.
С первых страниц пьесы «Гроза» мы оказываемся в мрачном, жестоком мире. Когда современный человек читает рассказы о купце Диком, наблюдает выход Кабановой, ему трудно поверить, что когда-то можно было жить в такой несвободе, в такой смертельной, удушающей атмосфере.
«Темное царство»
Дикой – злобный самодур, которому ничего не стоит обругать или ударить подчиненного. Кабанова мне кажется еще более отвратительным созданием. Пугать и унижать всех, до кого она может дотянуться, – смысл ее жизни. Домострой, требующий «почитать» родителей, делает из взрослого сына Кабановой безвольное существо, не против воли матери даже попытаться умирающую жену. Дочь Кабанихи, обладая более сильным характером, стала изворотливой и циничной.
Племянник Дикого Борис не из Калинова, олицетворяющего «старые порядки», но и он не в состоянии вырваться из плена условностей, поступить не «как положено», а как велит душа. Вместо того, чтобы попытаться увезти любимую и начать новую жизнь, он едет по поручению дяди, отказавшись взять Катерину с собой.
Чистая душа Катерины
Катерина – единственное живое, не закосневшее существо среди этих лиц. Замужняя женщина, она влюбляется в Бориса. Смирная и послушная свекрови, молча страдающая и находящая утешение в Библии, Катерина не только не боится признаться в этом самой себе и Борису – она даже не скрывается от людей.
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
На первый взгляд кажется, что причина этого бесстрашия – желание наказать себя за совершенный «грех». Но если вчитаться в отчаянные слова Катерины, мы увидим, что в глубине души она чувствует: настоящая любовь не может быть преступлением, и обыватели не имеют права судить ее.
Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Со своей «грешной» любовью и стремлением к свободе она не может существовать в этом безрадостном мире. Достаточно натерпевшись от свекрови и понимая, что принятые порядки сделают из нее вечного изгоя, она выбирает смерть.
Силы простить
Поражает противоречивая фигура ее мужа Тихона. С одной стороны, его полная невозможность что-либо решить без матери вызывает отвращение. С другой стороны, впечатляет широта его души: Тихон совершенно не держит зла на неверную жену, любит ее и жалеет и даже сочувствует Борису.
Времена изменились
Очень хочется верить, что неразрешимый конфликт пьесы «Гроза» если и не исчез сейчас как явление, то сузился до масштабов конкретных семей, а за пределами семьи жертву тирана всегда поддержит общество.