Взятие снежного городка — старинная народная игра. Игра была частью масленичных празднований. Впервые описана этнографом Иоганном Гмелиным.
«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.
В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.
В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз.[источник не указан 260 дней]
В селе Ладейском Енисейской губернии игра «Взятие снежного городка» в традиционном виде просуществовала до 1922 года.
В наше время штурм снежного городка — распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы. Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Участники игры делятся на две команды. Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Уже более 10 лет традиционная "Сибирская масленица" с размахом проходит в Красноярском крае в селе Сухобузимское, на родине художника Василия Сурикова. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают памятные сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. По традиции в театрализованном шоу "Взятие снежного городка" принимают участие казаки Енисейского войскового казачьего общества. Кульминация праздника - сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод.
В некотором царстве, в некотором государстве жили семь медведей-гномов. И хотели они дом построить, да не простой, а из кирпича. Но были они небогаты, давным-давно нигде не работали. И решили продать свою отраду - корову. Пошел один из медведей на рынок, а на пути встретилась ему старуха. - Скажи, мил медведь, куда ж ты идешь? - На рынок, корову продавать. - А хочешь я дам тебе за нее вот этот волшебный боб? Медведь, как оцепенел. Забрала старуха корову, кинула ему боб в лапы, да и побежала куда глаза глядят. Ничего не оставалось делать медведю, как повернуть обратно. Спустя три недели случилось то,что должно было: медведи закончили строительство своего деревянного дома, поскольку не удалось им набрать денег на кирпичи: наступила зима и начался голод. Медведи-гномы решили отправить своего брата в лес, чтобы он принес что-нибудь съестное. Чтобы не заблудиться, медвежонок кидал все, что находилось у него в карманах, начиная с волшебного боба, но птицы и вьюга утащили все вещицы. В конце концов наш маленький друг натолкнулся на пряничный домик, а в нем нашел клад старухи-колдуньи, которая давно уж померла. Малыш переждал непогоду и, наполнив телегу провизией и положив сундук на телегу, отправился домой к братьям. Правда, он не знал куда идти. Вот тут и волшебный боб, который превратился в огромное и высокое бобовое дерево, растущее как раз около их хижины. Братья уже сварили бобовую похлебку и, увидев окно малыша, высыпали ему на встречу. Ну а дальше пир горой да по кроватям. Только вот забрался к ним кот-воришка и украл сундук с сокровищами. Но у медвежат теперь есть бобовое дерево. Посему, проснувшись и узнав о потере, они не разочаровались. Да пошли храпеть до самой весны, ведь "кто спит, тот хлеба не просит". Иногда, друзья, даже в безвыходной ситуации можно найти решение.