во всех этих рассказах происходит чудо. такое чудо произошло и в семье мерцаловых. это была бедная семья. у них не было денег на дрова, чтобы согреть свою комнату. они голодали. одна девочка у них уже умерла, вторая сильно болела. однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшую жизнь, мерцалов встречает в парке одного пожилого человека. он рассказывает ему свою , и старик тут же отправляется к ним домой. оказывается, он был врачом. доктор выписал маленькой машутке лекарство, дал деньги на лекарство, дрова и еду. он посоветовал, к какому врачу потом лучше обратиться. чудесный доктор мерцаловых даже не сказал, как его зовут. ему это было не надо. мне кажется, что он хотел, чтобы о нем помнили как о человеке, совершившем доброе дело. ведь не важно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего тебе руку . но для мерцалова важно было знать своего спасителя. им оказался известный хирург н.и. пирогов. профессор пирогов сумел вылечить душу старшего мерцалова, он подарил ему надежду на будущее.
Роман насыщен образами, которые на первый взгляд не связаны друг с другом: волки, изгнанный семинарист авдий, чабан бостон, "гонцы" за анашой. но на самом деле их судьбы тесно переплетаются, образуя общий узел назревших в современном обществе проблем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас. повествование начинается описанием волчьей семьи — акбары и ташчайнара, мирно живущей в моюнкумской саванне. но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не , а разрушающую силу. и совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата акбары. все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен. три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей. волки, в нашем представлении, — опасность, но, оказывается, есть еще большее зло, которое способно сокрушить и уничтожить все, — это опять-таки люди. акбара и ташчайнар в романе милосердием и никому не желают плохого. любовь акбары к волчатам — это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. волки в произведении, особенно акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей. дальнейшие действия волчицы становятся человеку о том, что рано или поздно все живое воспротивится и будет мстить, мстить жестоко и неумолимо. мать акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но, когда базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия. волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека — чабана бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. следы и акбару к бостонову становищу. чабан понимает, какой гнусный поступок совершил завистливый и желающий ему навредить базарбай, но не может ничего сделать. этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю жизнь ненавидел бостона, честного труженика, который, своим собственным силам, стал лучшим чабаном в аиле. и теперь базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что "возомнившего о себе и возгордившегося"уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат акбара.