Снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, называемом «зеркалом разума» . Она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, лишенные любых проявлений чувства. Во дворце Снежной королевы Кай, сердце которого превратилось в кусок льда, складывает слова из льдинок, мечтая сложить слово «вечность» — тогда Снежная королева подарит ему «весь свет и пару новых коньков» . Желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.
Мазепа - украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина "Полтава". Это "крепкий старик", в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
Мазепа - мрачный образ медленного и скрытного героя, в чьём сердце кипят незамеченные никем страсти. В Мазепу влюблена Мария, дочь главного антагониста Мазепы, Кочубея. Родители Марии отказывают ему в руке дочери, поэтому она бежит из дому с ним. Родители замышляют месть, но донос, посланный ими, попадает в руки к Мазепе. После того, как отец Марии, качубей, гибнет на плахе, Мария сходит с ума. А Мазепа, не поддаваясь на уговоры пылких украинских сподвижников, готовит измену и ведёт тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем, Варшавой, Очаковом. Но терпит поражение на полтавском поле.
Мазепа - энергичный, мстительный, властолюбивый лидер. В первой и второй частях поэмы противостоит Кочубею, в третьей части противостоит Петру, в обоих случаях действует в соответствии со своим хитрым, осторожным и твёрдым характером. И, хотя он открывает Марие план измены и клянётся, что любит её "больше славы, больше власти", - это ложное заявление. Побеждая Кочубея, он обречён потерпеть поражение от Петра. Когда он позорно бежит с Полтавского поля с Карлом, вторично заставляет его проехать мимо разорённого имения Кочубея и увидеть безумную Марию. Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.
И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой… Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен…
Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:
Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом! » Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь дрожит, как божия гроза.
Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:
Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.
В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.
После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы» :
В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Добрый старик.
Ивашка набрел на камень.
Благородный Ивашка.
Тяжелая работа.
Разговор на горе.
Неразбитый камень.