«смерть чиновника» написана в духе реализма, это направление распространилось в россии во второй половине xix – xx в.
чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. в начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.
в данном произведении чехов поднимает тему «маленького» человека. в своем творчестве чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.
в рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией иван дмитриевич червяков, жена червякова и генерал бризжалов. наибольше внимания чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. остальные персонажи автора не интересуют.
маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. смех вызывает нелепая настойчивость червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. в который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.
в начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для чеховских произведений. из-за того, что генерал крикнул на посетителя, червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.
такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. и умер червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.
мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. чеховская лаконичность просто поражает. в его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею. в данном рассказе не чувствуется присутствия автора, чехов отстраняется от героев. этот прием описывать действия еще более объективно.
"Уж и впрямь была царица:
Высока,стройна, бела,
И умом и всем взяла.,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива."
Таким образов автор сразу подчеркивает, что царице были свойственны своенравие, то есть желание получить все и сразу невзирая на преграды, и ревность, то есть нетерпимость к другим.
Именно эти качества толкнули царицу на совершение преступления. Когда она узнает от зеркальца, что уже не она самая красивая, то решает уничтожить соперницу, пусть это будет даже царевна. Царица не знает жалости к ребенку, она велит увести ее в густой лес.
Когда царица узнает, что царевна жива, она уже сама решает довести дело до конца и угощает царевну отравленным яблоком.
Это качество называется предательством, когда человек улыбается тебе в лицо и прячет за спиной нож.
В итоге ревность и злоба убивают царицу, которая не вынесла не позора и разоблачения, а того, что она не может быть краше всех.