Побег Мцыри был трагически обречен. Оказывается, все три дня он блуждал в окрестностях монастыря. Родина осталась по-прежнему недостижимой. Путь героя оказался замкнутым по кругу. В «Мцыри» заметно влияние грузинского фольклора. Эпизод борьбы с барсом основан на мотивах грузинской народной песни, отразившейся также в бессмертной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» . Лермонтову в соответствии с его замыслом очень важно было показать, что физически слабый юноша оказывается победителем в схватке благодаря могуществу его духа, неудержимому стремлению к свободе. Однако победить судьбу ему не удалось.
Поэма в основной своей части представляет монолог Мцыри — его исповедь, что является одной из характерных особенностей романтической поэмы. Форма исповеди (она была использована и в «Демоне» ) давала возможность глубоко и правдиво раскрыть внутренний мир героя. Показательно, что в исповеди Мцыри вместо традиционного покаяния, раскаяния в грехах звучат смелый вызов и утверждение внутренней правоты человека, готового за несколько минут вольной и свободной жизни променять «рай и вечность» . Эмоциональный тон исповеди Мцыри находит выражение не только в экспрессивной лексике и синтаксической усложненности его рассказа, но и в характере рифм поэмы: Лермонтов использовал только мужские рифмы. Белинский специально подчеркивал своеобразие ритма стиха: он «отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразие падения его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» .
В своих поэмах Лермонтов поднимал большие проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной ему жизни, когда так важно было
* «Узнать, для воли иль тюрьмы * На этот свет родились мы» .
Несомненное общественно-политическое и литературное значение имело раскрытие кризиса индивидуалистического сознания героя-одиночки, поиски новых, положительных начал в русской жизни, связанных с народным сознанием. Глубокое постижение трагических исканий героев своего времени, противоречий в их мироощущении и внутреннем мире Лермонтову в создании психологической прозы.
ведает на тему ребят, которые живут на Венере, где все время идут ливни и один в 7 лет бывает замечена солнце всего на 2часа. Ключевая героиня - Марго, прибыла с Земли и привезла с собой воспоминание о солнце и тоску по солнечному свету. Малыши с Венеры повели себя с ней агрессивно,вследствие того собственно что она не была аналогично на них. Она была и закрытой и ключевым аргументом для их было то, собственно что Марголицезрела Солнце, которое они уже не припоминали. Как раз это они не сумели извинить ей. Перед пришествием головного действия в их жизни, то есть возникновения на небе Венеры солнца, они заперли ее в чулане и оставили там. Дети услаждались солнечными лучами, радовались собственному счастью, которое до сего было имнеизвестно. Вспоминают о Марго лишь только когда солнце пропадает. Поступив например с земной девчонкой, им делается довольно неудобно за личный действие. Ониотпускают Марго из чулана, но данный случай довольно заменяет детей, вытесняя безжалостность и размещая в их сердца более доброты.