Мефистофель своим отрицанием все разрушает и тем самым заставляет ищущий разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину: "Я отрицаю все – и в этом суть моя ..." по "Вот это все – моя стихия". Но отрицание, разрушение, зло, которое символизирует Мефистофель , не всесильны, и он сам признает это. Сильнее зла – добро; сильнее разрушения – созидание; сильнее смерти – жизнь. Мефистофель говорит: "Да, хоть с ума сойти – все в мире так ведется ..." до "В тепле и холоде зародыш разовьется ..." . Сцена IV дополняет наше представление о Мефистофеле . Вот он перед Фаустом уже не в виде пуделя или студента, а в облике бравого франта. Он является продолжить разговор, начатый Фаустом : "Может быть, с тобой и договор возможно заключить?". Мефистофель хочет выиграть пари, заключенное с богом: повести Фауста за собой "путем превратным" и завладеть его душой. Условия ставит Фауст.Он хочет земных радостей: "Здесь, на земле, живут мои стремления, под солнцем, здесь, мои мучения". Главное условие, которое ставит Фауст, – быть довольным собой; "И буду я собой доволен сам ...тогда воскликну я: "Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!". Мефистофель соглашается с Фаустом и ставит свое условие: скрепить договор кровью. Они собираются уже уходить, но появляется ученик. Вместо доктора с ним разговаривает Мефистофель.По разговору чувствуется, что Мефистофель умный, злой и насмешливый.Кажется, что он разговаривает с учеником серьезно, предлагая ему на выбор различные факультеты университета, но на самом деле он смеется над ним. Мефистофель издевается над зубрежкой, он советует ученику заучивать то, что ему будет твердить учитель, "слово в слово, лишь то, что в книге, – ничего другого." В разговоре с учеником Мефистофель высказывает общеизвестный афоризм: Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет.
Таким образом, Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает мысль о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение.
Основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Иоганн Вольфганг Гете в истории мировой культуры оставил свой след, прежде всего как поэт. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском произведении-трагедии «Фауст» художник изложил свои размышления о смысле жизни, что он видел в деяниях во имя человека. Трагедия «Фауст» – это страстное прославление исконного стремления человечества к знанию, истине, путь поиска которой соединен с трагическими ошибками. Трагедия открывается «Прологом на небе», где сталкиваются два философских взгляда на смысл человеческого бытия. Спор Бога с Мефистофелем о достоинстве человека, о его возможности и смысле существования заканчиваются согласием Господа на эксперимент, который Мефистофель собирается провести с доктором Фаустом. Оптимистичный взгляд Бога, основанный на вере в человеческий ум, творческие силы, позволяет создателю утверждать, что Фауст останется верным ему, а Мефистофель нужен разве для того, чтобы не давать людям успокаиваться и довольствоваться малым: «Человек не вечно деятельности радуется. Более всего любит покой. Нужен ему спутник подвижный, чтобы бесом играл и возбуждал к действиям».
Степан в сказе П. П. Бажова - это герой, воплощающий в себе лучшие черты человека. Прежде всего он труженик, работает в забое на добыче руды, жизнь его нелегка, но он не ропщет. Степан обладает смелостью, он не испугался, когда перед ним предстала сама Хозяйка Медной Горы, проявил твёрдость духа и сдержал слово, когда передавал её наказ жестокому приказчику. Не смалодушничал во время наказания за дерзкие слова, когда его высекли, а потом заставили работать в самом плохом забое. Но самым нелёгким испытанием для него стало искушение женитьбы на Хозяйке Медной Горы и несметных её богатств. Однако герой не поддался, "не сменял свою Настеньку на каменну девку". Любовь и свободу, радость жизни среди людей он поставил выше материальных благ и расчёта. За это и наградила его Хозяйка шкатулкой малахитовой. А вот слёзы её и красота неземная станут потом причиной тоски и смерти Степана.
Мастеровому умельцу Данилушке был сделан заказ, замысловатой чаши по барскому чертежу, над которой долго бился молодой мастер и которая пришлась ему не по душе: "Одно ему не по нраву трудности много, а красоты ровно и нет"). Но Данило не мог отказаться от работы, которая ему не нравилась, (он - крепостной мастер, а значит обязан подчиняться приказу барина). Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: "То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок ...самый что ни есть плохонький, а глядишь на него - сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она?..." Для Данилы важна в его изделиях не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце. И он решает делать чашу по своему замыслу. Он хочет сделать такое изделие, чтобы "камень полную силу имел" и приносил людям радость. Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать "живую" чашу. И в конце концов решает ее создавать по образцу дурман - цветка.
Медной горы Хозяйка, которая подарила ему замечательный камень: "Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых листах, где требуется...") Но и эта чаша не получилась. Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему частичку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), остается только подражанием и не несет души. И вот когда Даниле не удалась его собственная чаша, он стал мечтать о каменном цветке. Скоро желание его исполнилось: он встретил Хозяйку Медной горы.
Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой рукой мастера).
Сильнее зла – добро; сильнее разрушения – созидание; сильнее смерти – жизнь. Мефистофель говорит: "Да, хоть с ума сойти – все в мире так ведется ..." до "В тепле и холоде зародыш разовьется ..." .
Сцена IV дополняет наше представление о Мефистофеле . Вот он перед Фаустом уже не в виде пуделя или студента, а в облике бравого франта. Он является продолжить разговор, начатый Фаустом : "Может быть, с тобой и договор возможно заключить?". Мефистофель хочет выиграть пари, заключенное с богом: повести Фауста за собой "путем превратным" и завладеть его душой.
Условия ставит Фауст.Он хочет земных радостей: "Здесь, на земле, живут мои стремления, под солнцем, здесь, мои мучения".
Главное условие, которое ставит Фауст, – быть довольным собой; "И буду я собой доволен сам ...тогда воскликну я: "Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!". Мефистофель соглашается с Фаустом и ставит свое условие: скрепить договор кровью.
Они собираются уже уходить, но появляется ученик. Вместо доктора с ним разговаривает Мефистофель.По разговору чувствуется, что Мефистофель умный, злой и насмешливый.Кажется, что он разговаривает с учеником серьезно, предлагая ему на выбор различные факультеты университета, но на самом деле он смеется над ним. Мефистофель издевается над зубрежкой, он советует ученику заучивать то, что ему будет твердить учитель, "слово в слово, лишь то, что в книге, – ничего другого."
В разговоре с учеником Мефистофель высказывает общеизвестный афоризм:
Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.
Таким образом, Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает мысль о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение.