Иван – младший в семье. На борьбу с злыми силами хотят отправиться одни лишь старшие братья. Но Иван не хочет от них отставать, мечтает защищать родину, поэтому идет с ними. Родители доверяют ему и отпускают в путь вместе с братьями. С членами семьи у него отношения хорошие. Целый день вместе они трудятся на поле. Когда приходит горе на их землю, то отважно идут ее защищать всей семьей.
Но братья не проявляют себя отличными бойцами. Поэтому роль героя берет на себя Иван. Он отважно борется с чудом-юдом. Иван не испытывает чувство ужаса. Он мужественный и сильный. Кроме того, Иван – преданный патриот своей земли. Ему не чужды проблемы родного места. Он храбро идет в бой во имя своей родины.
Характер героя и отношение к нему на протяжении всей сказки меняется. Сначала мы знакомимся с Иванушкой. Это младший сын и никто не ожидает от него подвигов. Затем его величают Иваном, а потом Иваном-крестьянским сыном. То есть по имени-отчеству. Он заслужил к себе такое уважительное отношение своей отвагой. В образе Ивана отражаются народные представления о добре и зле. Иван описывается как положительный, добрый герой. Он вызывает уважение. А его противники описываются пренебрежительно.Иван сделал добро не только для себя, но и для всех, кто жил с ним на одной земле
Творческая деятельность Шекспира продолжалась недолго - всего два с небольшим десятилетия (приблизительно 1590-1612). Но и за это короткое время в его мировоззрении и художественном методе произошли, как мы видели, большие сдвиги. В пределах указанного срока надо выделить еще более краткий период - немногим более одного десятилетия (1595-1607), - когда возникли все крупнейшие и наиболее зрелые его произведения (начиная с "Ромео и Джульетты" и кончая "Кориоланом"). И тем не менее мироощущение и творчество Шекспира на всем протяжении его деятельности обладает какими-то общими свойствами и тенденциями, которые, видоизменяясь и углубляясь или, наоборот, ослабевая, все же не меняют своей сущности. Это, прежде всего, глубоко гуманистическое восприятие жизни, соединенное с внутренней правдивостью шекспировского искусства.
По природе своей народной является и "Ворон к ворону летит". По происхождению она шотландская и широко известна в переводе А.С. Пушкина. Она близка к семейным , о чем свидетельствуют ее герои – убитый богатырь и его жена. Трагичен финал . События передаются через диалог воронов, и из их разговора вырисовывается сюжет:
Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: "Ворон! Где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать?" Ворон ворону в ответ: "Знаю, будет нам обед; В чистом поле под ракитой Богатырь лежит убитый".1В нет развернутого сюжета, содержание, как и во многих других , обстоятельно не раскрывается. Неизвестно, кто герой, что с ним произошло, кто его убил. Финал остается открытым:
Кем убит и отчего, Знает сокол лишь его, Да кабылка вороная, Да хозяйка молодая.Последняя строфа подчеркивает драматизм действия: богатырь убит, а жена ждет его живого. В этом драматизм действия.
Художественное своеобразие заключается в том, что диалог в ней – основной композиционный прием организации сюжета. В этой сюжет раскрывается через диалог: из разговора воронов читатель узнает о событиях.
В композиции отсутствуют запевы и концовки. Главный признак эпической – наличие сюжета. Это роднит ее с другими эпическими жанрами – былиной и сказкой. Поэтому она может считаться эпическим жанром. Однако в , в отличие от былин и сказок, отсутствуют основные элементы сюжета (завязка, развитие действия, кульминация и развязка). В дан только итог определенных событий, которые произошли до начала повествования. Такие события не находят отражения в начале "Ворон к ворону летит", также как нет развернутой предыстории событий в "Василии и Софье". Изображаются только действия матери – погубление героев. Это вносит таинственный элемент в содержание . Из разговора воронов слушатель только узнает о богатыре, что он убит, а что произошло, кем убит и почему, неизвестно. Это придает загадочный характер. В внимание фиксируется на одном-двух эпизодах. Нет лирических отступлений, подробного описания природы, внешности героев. В мало подробностей. Она начинается с изображения событий, может начаться с диалога, может заканчиваться как бы концовкой, подводящей итог событиям, изложенным в ней:
А хозяйка ждет милого, Не убитого, живого. ("Ворон к ворону летит")В конце "Василий и Софья" сообщается о том, что "Васильева матушка лиходейка была":
Золотую вербу повыломала, Кипарис-дерево повысушила, Все она коренье повывела.2В используются разные стилистические средства: эпитеты, символы, иносказания, гиперболы, сравнения, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Все они эмоциональной выразительности , усиливают их трагическое звучание. Эпитеты в , как и в других жанрах фольклора, традиционны: синее море, чистое поле, белокаменные палаты, высокие терема и т.д. Душевные переживания героев передаются при сравнений, а также гипербол и олицетворений.
Соединяя элементы эпической и лирической поэзии, представляют собой оригинальный самостоятельный жанр.
кек