В 1852 году широко раскинувшийся по Волге и Оке Балах- нинский уезд делили на имения и родовые земли более 200 помещиков. Из них 23 были князьями.
Старый хозяин николо-погостинской вотчины, состоящей из села Николо-Погост с деревнями, генерал от кавалерии князь Николай Репнин умер в мае 1845 года. Прямым наследником его стал сын — князь Василий Репнин. В наследство он получил вотчину с 1500 душами. Кроме того, у него насчитывалось 3500 душ в Костромской, Полтавской и Московской губерниях. Заведуя Азиатским отделом Министерства иностранных дел, Василий Репнин мало интересовался делами своих имений.
Красота и приволье левобережья Волги, раскинувшиеся по высокому берету деревеньки привлекали многих помещиков. В Николо-Погосте находилась усадьба князей Барятинских — большой тесовый дом, сараи с берлинами и 4 десятины земли, а также имение графини Надежды Стенбок-Фермор с крепостными крестьянами Кирюшинской волости в количестве 150 душ.
Среди пяти бояр нашлась волевая личность - бывший опричник Борис Годунов. Постепенно отстранив от власти своих конкурентов, пользуясь родственными связями, он стал фактически править государством.
В 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий, младший брат Федора. Народная молва обвинила в этой смерти претендента на верховную власть - Бориса Годунова. Но история не донесла до нашего времени прямых доказательств его вины, хотя смерть наследника престола напрямую привела Бориса к власти.
В 1598 г. Земский собор голосованием закрепляет его право на царствование.
Борис Годунов проявил себя как талантливый политический деятель и реформатор. Главное внимание он обращал на устройство внутреннего порядка в государстве. Сторонник жесткой власти, он осознавал перегибы своего предшественника по трону. Тем не менее Борис продолжил политику закрепощения крестьян. По его мнению, это был единственный путь вывода страны из состояния запустения.
В 1597 г. был издан указ, по которому вводились «урочные лета» - пятилетний срок сыска и возвращения хозяину беглых крестьян. Была усилена зависимость холопов, они потеряли право выкупа своей свободы и оставались в зависимости до смерти господина. Люди, служившие по вольному найму, после полугодовой службы у хозяина обращались в холопов.
Годунов стремился к сплочению господствующего сословия. Вся внутренняя политика была направлена на стабилизацию положения внутри страны. С этой целью в 1589 г. он провел реформу патриаршества.
Русская церковь стала независимой от константинопольского патриарха, но попадает под контроль царя.
При Годунове возникли новые города - Саратов, Самара, Царицын, Уфа, Воронеж. Облегчилось положение посадского населения - у крупных феодалов отняли право держать неплатящих подати ремесленников и торговцев.
Все, кто занимался промыслами и торговлей, объединялись в посадские общины и облагались единым государственным налогом - «тянули тягло».
Экономический подъем 90-х гг. был прерван неурожаями 1601-1603 гг. (долгие дожди не дали собрать урожай). Борис Годунов пытался бороться с голодом - организовал раздачу денег, хлеба, обеспечивал крестьян работой.
Со всей страны к Москве и крупным городам устремились голодающие. Положение усугублялось начавшейся спекуляцией и обесцениванием денег. Бояре, монахи и даже патриарх отказали простому люду в Голод принял невиданные масштабы.
По мнению некоторых историков, причины этой трагедии коренились в крепостничестве, но даже мысль о восстановлении права крестьян на переход не приходила царю в голову.
Единственной мерой, на которую он решился, было разрешение в 1601-1602 гг. временного ограниченного перехода некоторых категорий крестьян от одного помещика к другому. Эти указы не принесли облегчения крестьянам.
Народные волнения охватывали все большие территории. Москва оказалась в кольце восстаний.
В 1603 г. вспыхнуло крупное восстание в Подмосковье под предводительством Хлопка. На подавление этих волнений были брошены большие силы.
Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению престижа Бориса Годунова и в народных массах, и в среде феодалов.
В этих условиях в 1601 г. в Польше появился молодой человек, выдавший себя за чудом царевича Дмитрия, - Лжедмитрий