В "Муму"(если вы имели ввиду это произведение) Тургенев раскрывает тему сильного мужественного человека, умеющего любить. В начале произведения он кажется угрюмым и молчаливым, но встреча с Муму открывает в его сердце новое чувство, понятное только ему. Когда барыня велит избавиться от этой собачки, Герасим не смеет ей прекословить. Это происходит в первую очередь потому, что Герасим - крепостной, и полностью зависит от барыни. Герасиму тяжело расставаться с Муму, но он не смеет ослушаться приказа.
Герасим - замечательный образ человека, не желающего мириться с несправедливостью( ведь Герасим ушел от барыни после то, как утопил Муму). Двоовым людям не понять его чувств. Они считают свое положение нормальным, так как поняли, что унижение человеческого достоинства теперь а порядке вещей. Герасим - это живой протест против оскорбления чувств. Он превосходит по качествам "дворню" вдвое, а то и больше.
Закон-моё желание,
Кулак-моя полиция,
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар-скуловорот.
Некрасов
Именно по такому закону живет Троекуров — отрицательный герой повести Пушкина, Александра Сергеевича. Автор показывает до каких пределов может дойти самодурство ничем не сдерживаемого барина. «Здесь барство дикое...». (Пушкин) Много лет барин дружит с соседом — Дубровским, вместе ходят на охоту, знаются семьей, их дети любят друг друга. Но дворня самого Троекурова, уверенная в своей безнаказанности, под крылом сиятельного барина хамит старшему Дубровскому и вот старинная дружба разрушилась напрочь и раздосадованный самодур отнимает поместье у бедного Дубровского и доводит своего старинного «друга» до сумасшествия и смерти. Он силен и «ндраву моему не препятствуй» (Некрасов). («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение») (Пушкин). Коррупция и здесь всесильна и взятки решают дело. Потом, правда у Троекурова наступает временное протрезвление и он едет мириться к больному соседу, но не успевает, старик помирает. Разъяренный сын выгоняет Троекурова, делая примерение невозможным. Даже любовь Маши Троекуровой и Дубровского ничего не может изменить.
Исходя из своих корыстных побуждений Троекуров выдает Машу замуж за старого, но богатого знакомого.
Лишенный средств к существованию, разъяренный, Дубровский идет в «благородные» разбойники. Движимый жаждой мести Дубровский останавливает возок с Машей и её мужем. Но условности своего времени не дают Маше сил согласиться уйти с Дубровским. «Но я другому отдана и буду век ему верна.» (Пушкин)
Разбитый, обманутый в лучших своих чувствах, Дубровский удаляется и, по слухам, гибнет в борьбе за свободу болгар, против турок, как Байрон.