александр трифонович твардовский родился 21 (8) июня 1910 года на хуторе загорье (ныне починковского района смоленской области). учился в сельской школе. позднее в смоленском педагогическом институте. в 1939 году окончил московский институт философии и (мифли). стихи начал писать рано. первые опыты твардовского были горячо поддержаны его земляком м.исаковским, в те годы уже известным поэтом.
судьба крестьянина в годы коллективизации стала темой ранних произведений твардовского: поэм “путь к социализму” (1931), “вступление” (1933) и “страна муравия” (1936), повестей “дневник председателя колхоза” (1932) и “наброски неудавшейся повести” (первоначальное название “враги”), написанной под впечатлением поездок в зубцовский и пречистинский районы смоленщины в 1932 году.
в лирике 1930-х годов, составившей сборники “дорога” (1938), “сельская хроника” (1939) и “загорье” (1941) твардовский стремился уловить изменения человеческих характеров в колхозной деревне, создать образы ее людей. цикл “про деда данилу” (1938) с его героем – мастером своего дела, предварил будущую “книгу про бойца” (1941–1945).
военный путь а.т.твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе красной армии в западную белоруссию, а затем в финской компании (1939–1940).
с 1942 года и до конца войны твардовский работал в “красноармейской правде” – газете западного фронта. как корреспондент этой газеты в 1942 году он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей погорело-городищенскую операцию и несколько дней жил в деревне денежное зубцовского района, где продолжал писать “василия теркина”.
за годы войны а.т.твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции.
в послевоенном творчестве твардовского во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливаются судьбы народа: поэма “дом у дороги” (1946), стихи “я убит подо ржевом”, “жестокая память” и др.
широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма твардовского “за далью даль” (1950–1960) – многосторонне и многокрасочно отражающая общественное умонастроение 1950-х годов.
напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы твардовского: “родина и чужбина” (1947), “печники” (1958).
вдумчивым критиком, верным традициям классической , проявил себя твардовский в книгах “статьи и заметки о ” (1961), “поэзия михаила исаковского” (1969), в статьях о творчестве с.я.маршака, и.л.бунина (1965), в речи о пушкине (1962).
помимо писательской деятельности а.т.твардовский занимался общественной деятельностью.
с 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 годы был главным редактором журнала “новый мир”. умер 18 января 1971 года. похоронен на новодевичьем кладбище в москве.
Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.
Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, один пьяный грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева
Жадность - всякому горю начало.
Ни себе, ни людям.
Жадной собаке много надо;
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За большим погонишься - малое потеряешь.
Скупой богач беднее нищего.