гомер — співець греків і троянців
поеми "іліада" та "одіссея", що були створені близько двох з половиною тисяч років тому, складалися із пісень, кожну з яких можна було виконувати окремо, як самостійну оповідь про ту чи іншу подію з життя її героїв. можна собі уявити, що співака-оповідача (який у древніх греків називався аедом, а пізніше рапсодом) на бенкетах прохали заспівати деякі уривки із довгих, насичених різноманітними подіями поем. і якщо бажали послухати про героїчні подвиги під стінами давньої трої, співак під звуки кіфари співав про троянську війну, що розпалилася між "міднолатними" ахейцями (греками) та захисниками рідного міста, мужніми троянськими воїнами.
в комедии а. с. грибоедова «горе от ума» показана борьба дворянского общества с новым, прогрессивным поколением людей, которые хотят жить честно и достойно.
столкновение «века минувшего» с его меркантильными интересами и «века нынешнего» с его новыми на жизнь разделило героев произведения на два лагеря. но есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй группе. так, например, на рубеже двух поколений стоит софья фамусова, которая достаточно умна для уходящего века, но все же была воспитана в «фамусовском обществе».
с одной стороны, девушка умеет искренне любить, переживать эмоции, обладает невероятной смелостью и решительностью. софья любит проводить время за чтением, даже ее отец, который считает это дело глупым и бессмысленным, подчеркивает, что «ей сна нет от французских книг» и то, что «все по-французски вслух читает запершись». она не боится мнения общества. в отличие от молчалина, для которого «злые языки страшнее пистолета», софья привыкла слушать сердце: «что мне молва? кто хочет, так и судит».
несмотря на то, что во многом взгляды на жизнь софьи отличаются от принципов дворян, девушка выросла и воспитывалась в «фамусовском обществе», которое, безусловно, повлияло на нее. главной ошибкой героини стало то, что она решила связать свою жизнь с ярким представителем «века минувшего» – молчалиным.
умная от природы, смелая девушка с прогрессивными на жизнь становится заложницей и общества, в котором выросла, и любви к человеку, который ее не достоин. в один момент образ героя молчалина, который софья нарисовала себе, разбивается, а вместе с ним и борьба, которую девушка вела за свою любовь, становится напрасной. образ софьи достаточно сложен и противоречив, но в тоже время – это один из самых трагичных образов комедии.