михаил юрьевич лермонтов. лирика
с творчеством м. ю. лермонтова учащиеся уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. они не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. на изучение лирики лермонтова можно отвести 5 уроков, 6 уроков оставить на анализ романа «герой нашего времени», а 2 — на классное сочинение.
учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что лермонтов, по словам белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи развития нашего общества».
основные положения вступительного слова учителя о лермонтове:
в творчестве лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов xix века, времени тяжелейшей политической реакции.
творчество лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. граница — 1837 год, год гибели пушкина. уже в ранней лирике лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («жалобы турка», «желание»). поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. большое влияние на раннего лермонтова оказали романтические настроения байрона.
в зрелой лирике лермонтова звучат идеи, связанные с общественно-политической мыслью этого периода (пушкин, чаадаев, белинский). появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и родины.
таким образом, основные мотивы лирики лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («парус», «узник», «пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («молитва» («в минуту жизни трудную…»), «и скучно и грустно», «из гете», «выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («поэт», «пророк»);
критика самодержавия и светского общества («прощай, немытая россия…», «смерть поэта», «как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («к* («я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и родины («родина», «бородино»).
на уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
в центре первых уроков по лирике лермонтова — анализ стихотворений «дума» и «как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и своему поколению в пассивности. на уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. на последующих уроках вопросов и может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
вопросы и к стихотворению «дума»
1. какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. какой характер придает стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)? сопоставьте ритм текста со стихотворением а. с. пушкина «памятник».
4. почему ритм стихотворения замедленный? какими средствами это достигается? (много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)
5. в чем автор свое поколение? почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?
Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырнадцатого класса, ограждённые своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит угрозы и крики и ощущает толчки раздражённых постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного».
В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождём. На станции поспешил он переодеться и напиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смотрителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пёстрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринуждённая обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.
Продолжение текста после рекламыМиновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошед в комнату», он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». Не было в доме и Дуни. Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив, лишь стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Случилось это три года назад. На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда ее не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю денег и выпроводил на улицу.
Самсону очень хотелось ещё раз увидеть дочь. Случай ему. На Литейной заметил он Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трёхэтажного дома. Минский вошёл в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живёт Дуня, и вошёл в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворённую дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковёр. Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба ее такова же, как судьба многих молоденьких дур.
Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в Самсоновой избе, проводил рассказчика на могилу Самсона и рассказал, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня.