автор симпатизирует дыбакову.
вот как описан дыбаков : "высокий, в полувоенном кителе с
рублено прямыми плечами, в пенсне на тонком горбатом носу. ходил он, заложив руки за спину, выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами".
а вот так описан шкилетник: "оборванец — костяк в изношенной, слишком просторной коже. он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп на грязные костяшки "
дыбаков убежден в своей правоте, в правильности своих действий и поступков, его речь спокойна, он держится с достоинством, он правдиво отвечает на трудные вопросы шкилетника.
шкилетник всего лишь мелкий собственник, не способный подняться над личным ради общественного, а дыбаков служит высокой цели и ради своих убеждений готов жертвовать людьми.
у шкилетника нет имени и фамилии, автор называет его просто "доходяга", но всё же он относится к шкилетнику с долей сочувствия, как к человеку, умирающему от голода.
Злая владелица Похъёлы Лоухи попросила братьев Калевы постороить ей мельницу Сампо из 4 вещей: перо лебедки, шерсть овцы, молоко коровы и зерно ячменя. Это означает 4 занятия, которые были тогда: плетение, 2 вида скотоводства и земледелие. Начал свою работу Ильмаринен - один из братьев Калевы, но в начале у него вышла стрела, которая была очень красива, но имела плохое свойство - сама искала кого убить. Далее вышел челнок, сам красив из себя, но рвался в бой. Потом плуг, который хотел разорить чужие земли и только потом вышла мельница Сампо. Это символизирует тогдашнее время, когда люди разоряли и грабили чужие земли, первыми начинали войну. Ильмаринен вместе с мельницей принес в страну Похъелу зажиточность, а Лоухи его обманула и не дала обещанную плату. Тогда вместе с братом Ильмаринен бросил со скалы мельницу и она разбилась на кусочки. И проговорил Ильмаринен, что пусть из этих обломков начнется новая жизнь, новое время.
Козаки боролись против татаро-монголов и не подпускали их в Украину. В этом был плюс козачества...Но минус был в том, что козакам нельзя было уходить из Сечи, или же жениться. Если козак был женат, он не мог брать жену с собой на Сечь.
Товарищество для Тараса Бульбы, это сила, которая по его мнению, могла свергнуть все на своем пути. В своей речи перед козаками, Тарас говорит о своем патриотизме к Украине, и вдохновляет своей речью и своих товарищей.